Переход осуществлялся по алгоритму: переход на метку по порядку совпадающем со значением переменной (переменная =1 – переход на метку 1 и т.д.)
Цикл («с границами»).
DO <метка> <счетчик>=<нач. граница>, <предел>, <шаг>
<тело цикла>
<метка> оследний оператор цикла - часто CONTINUE (пустой оператор)
Основы языка программирования Ассемблер.
Ассемблер — низкоуровневый машинно-ориентированный язык программирования. Реализация языка зависит от типа процессора и определяется архитектурой вычислительной системы. Ассемблер позволяет напрямую работать с аппаратурой компьютера. Программа на языке ассемблера включает в себя набор команд, которые после трансляции преобразуются в машинные команды.
Реализация большинства операций в языке Ассемблер основана на непосредственном использовании регистров процессора. Микропроцессорная память процессора Intel 8088 включает 14 двухбайтовых запоминающих регистров. По назначению они делятся на 4 группы.
· Универсальные регистры AX, BX, CX, DX. Каждый из универсальных регистров может использоваться для временного хранения любых данных. Разрешается работать как с регистром целиком, так и отдельно с каждой его половиной. Для обращения к старшим байтам используются регистры AH, BH, CH, DH, для обращения к младшим байтам — регистры AL, BL, CL, DL.
· Сегментные регистры CS, DS, SS, ES используются для хранения начальных адресов полей памяти (сегментов), отведенных в программах для команд (CS), данных (DS), стека (SS), данных при межсегментных пересылках (ES).
· Регистры смещений IP, SP, BP, SI, DI служат для хранения относительных адресов ячеек памяти внутри сегментов, т.е. смещений относительно начала сегментов.
· Регистр флагов FL содержит 9 одноразрядных флагов, управляющих прохождением программы в компьютере. Например, ZF — флаг нуля, устанавливаемый в 1, если результат операции равен нулю; SF — флаг знака, устанавливаемый в 1, если после арифметической операции получен отрицательный результат; OF — флаг переполнения, устанавливаемый в 1 при арифметическом переполнении; IF — флаг прерываний, разрешающий (значение 1) или запрещающий (значение 0) прерывания.
Ассемблерная программа может включать в себя следующие основные элементы: константы, команды, директивы и модификаторы. Константы языка ассемблер подразделяются на два типа: целые числа и строки. Целые числа могут быть представлены в двоичном, десятичном и шестнадцатеричном виде. Строки заключаются в одинарные или двойные кавычки.
· Выполнения арифметических операций. Например, команда ADD <приемник>, <источник> осуществляет сложение двоичных чисел, а именно содержимое источника складывается с содержимым приемника, при этом операнды должны иметь одинаковый формат. Команда MUL <источник> предназначена для перемножения чисел без учета знака. В этом случае операнд представляет собой 8- или 16-битовый множитель, множимое хранится соответственно в регистре AL или AX, а произведение будет сохранено в регистре AX или AX и DX. Команда CMP <приемник>, <источник> выполняет сравнение двоичных чисел.
· Выполнения логических операций. Например, команды OR <приемник>, <источник> и AND <приемник>, <источник> — выполняют соответственно поразрядную дизъюнкцию и конъюнкцию битов операндов.
· Пересылки данных. Например, MOV <приемник>, <источник> — пересылает в зависимости от формата операндов один байт или одно слово между регистрами или между регистром и памятью, т.е. заносит непосредственное значение в регистр или память.
· Передачи управления. Команда безусловного перехода: JMP <операнд> — выполняет передачу управления по заданному адресу. В качестве операнда указывается прямой или косвенный адрес. Команды условной передачи управления, называемые также иногда триггерами, имеют вид: J<условие> <метка>. Например, JG — переход, если больше, т.е., если флаги ZF=0 и SF=OF; JL — переход, если меньше, т.е., если флаг SF¹OF; JE/JZ — переход, если равно/нуль, т.е., если флаг ZF=1; JS — переход, если знак отрицательный, т.е., если флаг SF=1. К этой группе относятся также следующие команды: LOOP — управления циклом, CALL — вызова процедуры, RET — возврата из процедуры.
· Прерывания работы программы. Прерывание — это приостановка выполнения программы процессором с целью выполнения другой программы (программы обработки прерывания), после завершения которой, как правило, продолжается выполнение прерванной программы с момента её прерывания. Основной представителем этой группы является команда INT <номер прерывания>, прерывающая выполнение программы и передающая управление подпрограмме обработки, заданной номером прерывания.
· Управления процессором. Например, ST* и CL* — установки и сброса флагов, HLT — останова, WAIT — ожидания, NOP — холостого хода.
· Обработки строк символов. Например, MOVS — пересылки, CMPS — сравнения, LODS — загрузки, SCAS — сканирования.
Директивы или псевдооператоры ассемблера представляют собой инструкции транслятору. В отличие от команд, являющихся инструкциями машине, директивы обрабатываются только в ходе трансляции программы в машинный код, а не в ходе её выполнения на компьютере. Директивы имеют следующий формат:
Для идентификации переменных и полей данных используются директивы определения данных. Они позволяют объявить переменную, задав её имя, присвоить ячейкам памяти начальные значения или зарезервировать область памяти для последующего сохранения в ней некоторых значений. Имеют следующий формат:
[<имя>] D<формат> <выражение>[, <выражение>][,…]
где имя — набор символов, начинающийся с буквы, используемый для ссылки на переменную или поле данных. Формат может иметь следующие значения: B — байт, W — слово (2 байта), D — двойное слово (4 байта), Q — 8 байтов, T — 10 байтов. Выражение показывает, какое количество элементов памяти необходимо выделить и какие данные там будут содержаться.
Также в программе используются директивы определения сегментов:
<имя сегмента> segment
<содержимое сегмента>
<имя сегмента> ends
В программе можно использовать 4 сегмента (по числу сегментных регистров) и для каждого из них в сегменте кода следует указывать соответствующий регистр сегмента директивой ASSUME. Например:
COMMANDS segment
assume CS:COMMANDS, DS:DATA, SS:STACK
…
COMMANDS ends
После директивы ASSUME необходимо загрузить адрес начала сегмента данных в регистр DS. Инициализация сегментных регистров CS и SS выполняется автоматически.
Модификаторы используются в командах и директивах ассемблера для выполнения некоторых операций над операндами, обрабатываемых в ходе трансляции программы.
Ниже приведен пример ассемблерной программы с комментариями, предназначенной для вычисления суммы целых чисел от 1 до N (здесь и далее знак Þ означает продолжение строки программы на следующей строке индекса).
TITLE sum1n.asm - программа вычисляет сумму целых чисел от 1 Þ до N (N < 1000)
STACK segment ; Начало сегмента стека
dw 64 dup(?)
STACK ends ; Конец сегмента стека
DATA segment ; Начало сегмента данных
ZeroCode = 48 ; ASCII-код цифры 0
; Задаем строки с сообщениями, используемые в ходе работы Þ программы
; Символ "$" в конце строк - требование DOS
TitleMsg db "Программа вычисляет сумму целых чисел от 1 до N Þ (N < 1000)", 13, 10, "$"
InputMsg db "Введите число N: ", "$"
ResultMsg db 13, 10, "Сумма равна ", "$"
; Объявляем необходимые переменные
M10 dw 10 ; Множитель 10
N dw ? ; Введенное число N в двоичном формате
P10 dw 1 ; Степень 10
StrN db 4, 5 dup(0) ; Число N в формате строки Þ (первый байт - максимальное число вводимых символов)