Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Право использования фирменного наименования может быть передано другим лицам, например, на основании договора коммерческой концессии.
В числе объектов исключительных прав на средства индивидуализации в первую очередь является фирменное наименование юридического лица. Фирменное наименование предназначено для индивидуализации участников гражданского оборота. Как имя и фамилия индивидуализируют физическое лицо, так фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо.
Наименование места происхождения товара
Товарный знак и знак обслуживания
Фирменные наименования
Фирменное наименование (наименование юридического лица) состоит из двух частей - указания на организационно-правовую форму и собственно уникального наименования юридического лица (ООО "Самокат", ГУП "Университет" и т.п.), а в предусмотренных законом случаях дополнительно должен указываться характер деятельности юридического лица. Например, "банк" для соответствующих кредитных организаций.
Есть и другие требования. Так, наименования "Украина", а также образованные на их основе слова и словосочетания в названиях коммерческих организаций (кроме партий, профсоюзов и религиозных объединений) могут использоваться только с согласия Правительства.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
В период становления рыночной экономики на рынке появилось большое количество товаров как отечественных, так и зарубежных производителей. В качестве средства индивидуализации товаров юридических и физических лиц получили распространение специальные обозначения, именуемые товарными знаками.
Товарные знаки позволяют потребителю ориентироваться во всем многообразии представленных товаров, выявлять различия между аналогичными изделиями и способствуют уверенности в том, что создаваемое ими представление о продукте соответствует действительности. Покупая товары, маркируемые товарными знаками, покупатели получают больше информации о производителе, продукте и его отдельных свойствах.
Применение товарных знаков на товарах направлено не только на указание правообладателя, но и на подтверждение качества предлагаемых потребителям товаров. Товарный знак играет роль эффективного фактора, способствующего повышению ответственности изготовителей за качество выпускаемой продукции и товаров. Гарантируя качество и рекламируя товары, знак выступает одним из важнейших факторов рыночного спроса на него.