В жизни современного общества термин «финансы» используется довольно часто в таких словосочетаниях, как государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая деятельность, финансовые активы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.
Но что такое «финансы» как экономическая категория? Следует сказать, что до сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова. Многие исследователи связывают «финансы» с латинскими терминами finatio, financia, financia pecuniaria, употреблявшимися в XIII–XIV вв. в значении «обязательная уплата денег», денежно-долговое обязательство», а также со старофранцузским finer (платить, оплачивать).
Уже во Франции в XVI в. слово «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Употребленное во множественном числе, это слово (les finances) обозначало все государственное достояние и состояние правительственного хозяйства. Может быть, поэтому именно во Франции в XVIII в. финансы сформировались в самостоятельную науку.
Во всех же остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, которые исследовали надлежащее управление так называемой камерой. Во времена франкских королей «камерой» называли помещение, в котором хранилось частное имущество главы государства. Именно поэтому впоследствии этим термином стали обозначать само учреждение (управление), заведовавшее государственным (камеральным) имуществом.
С распространением в России французского языка слово «финансы» в значении государственного имущества и управления им стало постепенно вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшего в русский язык из тюркского (хазана).
Все теоретики едины во мнении, что понятие «финансы» в историческом аспекте связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений.
Действительно, исторически финансы как категория связаны с появлением государства, с обеспечением его функций. Появление государства в экономике имеет долгую историю, и практика здесь почти всегда опережала теорию. В Европе позднего Средневековья, или раннего капитализма, в примитивных формах существовали централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, надзор за процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты Вильям Стаффорд и Томас Мэн, основатели нормативной экономики, писали в XVII в. о том, что только скрупулезное руководство со стороны правительства способно обеспечить хозяйственный порядок и социальную справедливость. Меркантилисты настаивали на том, что следует запрещать или сокращать импорт при увеличении собственного вывоза, приращении собственного богатства в денежной форме.
С упрочением в Западной Европе капитализма свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в лету. Распространение классической политической экономии (XVIII в.), лимитировавшей государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет, конечно, историческое объяснение: ведь к тому времени «вершителями судеб» в экономике стали рынок и свобода выбора. Последняя предполагает в экономическом смысле две главные составляющие: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII–XIX вв. экономическая роль государства сводилась в основном к охране этих первичных прав. Отсюда эпитеты: государство — это «ночной сторож частной собственности» или «laissez-faire + констебль» (свобода действия + полиция).
Другими словами, значимость государства постоянно менялась в экономической жизни, однако его присутствие было необходимо. Именно поэтому на всем протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы сначала в натуральной, а потом и в денежной форме, современным аналогом которых выступают налоги.
На начальном этапе развития общества государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов).
С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов.
Императивный характер такого перераспределения доходов населения в пользу государства на ранних стадиях развития государства проявлялся в том, что не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникли такие понятия, как государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит.
Не вникая пока в сущность явления «финансы», обозначим его некоторые исторические характеристики.
(1) Финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт. Из этого следует, что с помощью финансов реализовывались доходы и расходы государства в обществе. Причем менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним — и финансы как способ содержания данного института.
(2) Способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что оно (государство) необходимо обществу. Только в этом случае, по Карлу Марксу, в обществе сформируются механизмы, позволяющие экономическому явлению возникнуть, развиваться и выполнять свои функции.
Действительно, для нормального развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участниками определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояние населения. Эти правила возникают и изменяются в историческом развитии, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с главной целью экономической системы. И именно государство изначально призвано поддерживать механизм такого саморазвития, а при помощи экономического стимулирования и наказания заставлять всех граждан соблюдать правила поведения.
Современные представители теории трансакционных издержек конкретизируют эту мысль следующим образом: функционирование общества было бы возможно и без того или иного общественного института[1]. Но издержки такого существования были бы значительно больше по сравнению с тем, когда он функционирует. Исходя из этого, мы должны признать, что государство исторически развивалось, выполняя те функции, без которых общество не могло обойтись, поскольку оно делало это намного эффективнее и с более низкими, чем другие институты, издержками. Другими словами, если бы вместо государства возник иной частный институт, служащий интересам общества, на его содержание оно вынуждено было бы выделять больше национального дохода, т.е. более значительные финансы подключались бы к его обслуживанию.
Например, только ли центральный банк страны может заниматься эмиссией денежных знаков? Вовсе нет. Частный коммерческий банк также способен этим заниматься, однако чьи интересы будут при этом приоритетны: общества в целом или частные интересы собственников и менеджеров данного банка? Следует ли в централизованном порядке следить за выполнением денежных обязательств заемщиками перед кредиторами? Несомненно. Кому поручить это? Государственным органам или частным структурам? Кто (теоретически) эффективнее будет отстаивать общественные интересы: государство или частное агентство? Скорее всего, государство.
(3) Через механизм финансов перераспределяется значительная часть доходов общества для обеспечения функций государства, следовательно, оно демонстрирует наиболее эффективный способ использования значительной части денежных доходов общества. Другими словами, с помощью финансов осуществляется не только перераспределение доходов общества в пользу государства, но и наиболее эффективное их использование. В данном случае речь идет о том, что результативность хозяйственной деятельности с помощью государства повышается. Это связано с тем, что главная функция государства — формирование условий для максимизации полезности хозяйствующих субъектов. Следовательно, чем более домашние хозяйства и предприятия добиваются поставленных целей, тем более адекватно государство реализует свои функции.
Сделаем следующие выводы:
• финансы исторически возникли как механизм обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом;
• первоначально финансы выступали на поверхности явлений хозяйственной жизни в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями, с одной стороны, и государством — с другой, по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.
Таким образом, именно государство стало первым «китом», на котором стали строиться и позитивная и нормативная теории финансов.
Возникнув в XVIII в., финансы ощутили на себе влияние быстрой трансформации денег: изменения их функций, форм и механизмов обращения как в национальных хозяйствах, так и в международных экономических отношениях. Будучи конкретной формой, в которой осуществлялось перераспределение национального дохода страны в пользу государства, деньги стали вторым «китом», на котором держится современная теория финансов. Обратим внимание, что сегодня в качестве наиболее общего и полного определения денег западная теория признает такое, в котором «деньги — это то, что общество признает деньгами». Теперь становится понятным, почему так сложно дать приемлемое для всех определение категории финансов, которая непосредственно связана с деньгами.
Изначально деньги выполняли скорее пассивную, нежели активную роль, опосредуя сделки купли-продажи материальных ценностей (товар — деньги — товар). Они адекватно сопровождали движение товаров и услуг, независимо от их производства и предложения частным бизнесом или государством.
Все обмены были, как правило, связаны с эквивалентами, в качестве которых обычно выступали деньги. Что же касается финансов, то они возникли как производные от денег в качестве посредников при обмене с государством. Однако в этом случае возникает обмен не с простым партнером, а с государством, следовательно, и эквивалент чем-то должен отличаться от обычных денег.
В денежной экономике (в отличие от бартерной, в которой товары обмениваются непосредственно на товары) деньги как посредники в обмене появились в человеческой истории в форме товаров. В качестве эквивалентов — товарных денег — выступали разные предметы: скот, медь, бриллианты и т.п. Из всего перечня в конце XIX в. наиболее типичными эквивалентами в обменах между экономическими агентами стали серебро и золото.
По мере потери товарными деньгами внутренней ценности, подобно серебру и золоту, они уступили место бумажным деньгам — наиболее удобному средству обмена. В такой форме деньги нужны не ради них самих, а ради приобретения в обмен на них вещей и услуг. Другими словами, пока люди могут платить бумажной наличностью по своим обязательствам, и бумажные деньги принимаются как средство платежа, они выполняют функции денег.
С одной из функций денег — средства платежа (обязательство — товар — деньги — товар — обязательство или обязательство — деньги — товар — деньги — обязательство) — и связано происхождение финансов. Если в функции обращения деньги — это посредник в одномоментном встречном перемещении денег и товаров, то функция средства платежа может реализоваться в случае несовпадения синхронного перемещения товаров и денег как во времени, так и в пространстве. Другими словами, увеличивается круг сделок между экономическими агентами, в которых продажа товаров или предоставление денежной суммы не сопровождаются встречным движением соответственно денег или товаров.
Такого рода сделки, как правило, имеют место во взаимоотношениях с государством. Так, обязательство государства выполнить определенные функции в обществе — обеспечить, например, порядок на территории страны, построить автостраду или реабилитационный центр для инвалидов — можно принять в качестве обеспечения той части денежных доходов общества, которая в виде налогов и платежей перераспределяется в пользу государства. В этом случае предмет коллективного обмена — обязательство государства выполнить определенные функции перед обществом — трудно оценить в показателях полезности для каждого налогоплательщика. Часть общества вообще может не воспользоваться, например, построенной, автострадой из-за отсутствия автомобилей, тогда возникает разрыв в движении денег и материальных ценностей. В результате такой сделки обмена обязательства государства на денежный эквивалент (налоги) населения возникает эффект перераспределения доходов одних хозяйствующих субъектов в пользу других, поскольку государство не только формирует собственные доходы, но и осуществляет их расходование. Такое денежное посредничество в сделках, в которых не происходит эквивалентного обмена материальных ценностей на деньги, относится уже к финансам. В этом случае финансы выступают в качестве денежного инструмента, с помощью которого осуществляется обмен обязательств государства на денежные доходы граждан (налоги). Причем отличие финансов от денег в данном случае заключается в отсутствии эквивалентности во времени и в пространстве.
Такая ситуация в наиболее явном виде возникала во взаимоотношениях граждан и государства, поэтому и финансы первоначально связывались с обеспечением деятельности государства. Однако современные финансовые рынки и особенно их сегмент производных финансовых инструментов имеют дело с подобным же перераспределением доходов партнеров в результате сделки обмена, предметом которой является нематериальное обязательство участников, преследующих спекулятивную цель. Другими словами, в современной экономике количество неэквивалентных обменов между партнерами становится все больше, а, следовательно, все шире используется механизм финансов, перераспределяющий доходы одних экономических агентов в пользу других.
Не случайно основатель конституционной экономики Нобелевский лауреат Дж. Быокенен (р. 1919) предложил рассматривать бюджетные расходы государства как обмен неких государственных услуг на деньги — налоговые платежи граждан и компаний, в котором фактически невозможно точно оценить эквивалентность/неэквивалентность налоговых платежей ценности общественных благ, предоставляемых государством. Именно в этом случае возникает феномен free rider (безбилетника), который и обусловливает функционирование финансов не только в качестве механизма перераспределения доходов общества в пользу государства, но и любого другого экономического агента на тех же, что и с государством, условиях.
На рубеже XX–XXI вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов — финансовых активов, обращение которых зиждется на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это позволяет говорить о третьем «ките» финансовой теории — долговой природе современных финансов, функционирование которых происходит с учетом фактора времени и риска. Это привело к субъективизации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации).
Подведём некоторые итоги:
(1) становление финансов было непосредственно связано с формированием и развитием государства в качестве хозяйствующего субъекта, функционирование которого обеспечивало общество путем перераспределения части национального дохода в его пользу;
(2) финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег;
(3) особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынков денег, на которых человеческий интеллект разрабатывает и внедряет особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из мира реального (осязаемого) в мир виртуальный — в INTERNET.
Таким образом, развиваясь в качестве обособленного раздела макроэкономической теории, финансы (сначала как государственные, потом корпораций и домашних хозяйств) в конечном счете, приобрели достаточное количество отличительных признаков, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.