русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Развития товарно-денежных отношений


Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 712; Нарушение авторских прав


 

 

В жизни современного общества термин «финансы» используется довольно часто в таких словосочетаниях, как государственные (об­щественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая деятельность, финансовые акти­вы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Но что такое «финансы» как экономическая категория? Следует сказать, что до сих пор в мировой экономической науке не сложи­лось общепринятого представления о происхождении этого слова. Многие исследователи связывают «финансы» с латинскими терми­нами finatio, financia, financia pecuniaria, употреблявшимися в XIII–XIV вв. в значении «обязательная уплата денег», денежно-долговое обязательство», а также со старофранцузским finer (платить, опла­чивать).

Уже во Франции в XVI в. слово «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Употреб­ленное во множественном числе, это слово (les finances) обозначало все государственное достояние и состояние правительственного хо­зяйства. Может быть, поэтому именно во Франции в XVIII в. фи­нансы сформировались в самостоятельную науку.

Во всех же остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, кото­рые исследовали надлежащее управление так называемой камерой. Во времена франкских королей «камерой» называли помещение, в котором хранилось частное имущество главы государства. Именно поэтому впоследствии этим термином стали обозначать само учреждение (управление), заведовавшее государственным (камераль­ным) имуществом.

С распространением в России французского языка слово «фи­нансы» в значении государственного имущества и управления им стало постепенно вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшего в русский язык из тюркского (хазана).



Все теоретики едины во мнении, что понятие «финансы» в ис­торическом аспекте связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений.

Действительно, исторически финансы как категория связаны с появлением государства, с обеспечением его функций. Появление государства в экономике имеет долгую историю, и практика здесь почти всегда опережала теорию. В Европе позднего Средневековья, или раннего капитализма, в примитивных формах существовали централизованный контроль над ценами, качеством товаров и ус­луг, надзор за процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты Вильям Стаффорд и Томас Мэн, основатели нормативной экономики, писали в XVII в. о том, что только скру­пулезное руководство со стороны правительства способно обеспе­чить хозяйственный порядок и социальную справедливость. Мер­кантилисты настаивали на том, что следует запрещать или сокра­щать импорт при увеличении собственного вывоза, приращении собственного богатства в денежной форме.

С упрочением в Западной Европе капитализма свободной кон­куренции многие заповеди меркантилистов канули в лету. Распро­странение классической политической экономии (XVIII в.), лими­тировавшей государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет, конечно, историческое объяснение: ведь к тому вре­мени «вершителями судеб» в экономике стали рынок и свобода вы­бора. Последняя предполагает в экономическом смысле две глав­ные составляющие: защищенное законом право частной собствен­ности и самостоятельность принятия решений. В XVIII–XIX вв. экономическая роль государства сводилась в основном к охране этих первичных прав. Отсюда эпитеты: государство — это «ночной сторож частной собственности» или «laissez-faire + констебль» (сво­бода действия + полиция).

Другими словами, значимость государства постоянно менялась в экономической жизни, однако его присутствие было необходимо. Именно поэтому на всем протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы сначала в натуральной, а потом и в денежной форме, современным аналогом которых выступают налоги.

На начальном этапе развития общества государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооруже­ний (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водо­проводов).

С развитием товарно-денежных отношений все большее значе­ние стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных от­ношений, ростом и усложнением функций государства. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов.

Императивный характер такого перераспределения доходов на­селения в пользу государства на ранних стадиях развития государ­ства проявлялся в том, что не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжа­лись средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникли такие понятия, как государственные фи­нансы, государственный бюджет, государственный кредит.

Не вникая пока в сущность явления «финансы», обозначим его некоторые исторические характеристики.

(1) Финансы формировались либо в виде натуральных повинно­стей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых пла­тежей, призванных содержать государство как общественный ин­ститут. Из этого следует, что с помощью финансов реализовывались доходы и расходы государства в обществе. Причем менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференциро­вались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов об­щества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним — и финансы как способ содержания данного института.

(2) Способ перераспределения доходов общества в пользу госу­дарства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления мо­жет быть обусловлен только тем, что оно (государство) необходимо обществу. Только в этом случае, по Карлу Марксу, в обществе сформируются механизмы, позволяющие экономическому явлению возникнуть, развиваться и выполнять свои функции.

Действительно, для нормального развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участ­никами определенных общепризнанных правил, чтобы масса раз­нообразных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосос­тояние населения. Эти правила возникают и изменяются в истори­ческом развитии, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с главной целью эконо­мической системы. И именно государство изначально призвано поддерживать механизм такого саморазвития, а при помощи эко­номического стимулирования и наказания заставлять всех граждан соблюдать правила поведения.

Современные представители теории трансакционных издержек конкретизируют эту мысль следующим образом: функционирование общества было бы возможно и без того или иного общественного института[1]. Но издержки такого существования были бы значитель­но больше по сравнению с тем, когда он функционирует. Исходя из этого, мы должны признать, что государство исторически развива­лось, выполняя те функции, без которых общество не могло обой­тись, поскольку оно делало это намного эффективнее и с более низкими, чем другие институты, издержками. Другими словами, если бы вместо государства возник иной частный институт, служа­щий интересам общества, на его содержание оно вынуждено было бы выделять больше национального дохода, т.е. более значительные финансы подключались бы к его обслуживанию.

Например, только ли центральный банк страны может занимать­ся эмиссией денежных знаков? Вовсе нет. Частный коммерческий банк также способен этим заниматься, однако чьи интересы будут при этом приоритетны: общества в целом или частные интересы соб­ственников и менеджеров данного банка? Следует ли в централизо­ванном порядке следить за выполнением денежных обязательств за­емщиками перед кредиторами? Несомненно. Кому поручить это? Государственным органам или частным структурам? Кто (теоретиче­ски) эффективнее будет отстаивать общественные интересы: государ­ство или частное агентство? Скорее всего, государство.

(3) Через механизм финансов перераспределяется значительная часть доходов общества для обеспечения функций государства, сле­довательно, оно демонстрирует наиболее эффективный способ ис­пользования значительной части денежных доходов общества. Дру­гими словами, с помощью финансов осуществляется не только пе­рераспределение доходов общества в пользу государства, но и наи­более эффективное их использование. В данном случае речь идет о том, что результативность хозяйственной деятельности с помощью государства повышается. Это связано с тем, что главная функция государства — формирование условий для максимизации полезно­сти хозяйствующих субъектов. Следовательно, чем более домашние хозяйства и предприятия добиваются поставленных целей, тем бо­лее адекватно государство реализует свои функции.

Сделаем следующие выводы:

• финансы исторически возникли как механизм обеспечения деятельности государства как института, необходимого об­ществу, поскольку оно способствует ускорению экономиче­ского развития общества в целом;

• первоначально финансы выступали на поверхности явлений хозяйственной жизни в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями, с одной стороны, и государством — с другой, по поводу перераспре­деления в пользу государства части денежных доходов хо­зяйствующих субъектов, а также использования сформиро­ванных таким образом фондов денежных средств.

Таким образом, именно государство стало первым «китом», на котором стали строиться и позитивная и нормативная теории фи­нансов.

Возникнув в XVIII в., финансы ощутили на себе влияние быст­рой трансформации денег: изменения их функций, форм и меха­низмов обращения как в национальных хозяйствах, так и в между­народных экономических отношениях. Будучи конкретной формой, в которой осуществлялось перераспределение национального дохо­да страны в пользу государства, деньги стали вторым «китом», на котором держится современная теория финансов. Обратим внима­ние, что сегодня в качестве наиболее общего и полного определе­ния денег западная теория признает такое, в котором «деньги — это то, что общество признает деньгами». Теперь становится понятным, почему так сложно дать приемлемое для всех определение катего­рии финансов, которая непосредственно связана с деньгами.

Изначально деньги выполняли скорее пассивную, нежели ак­тивную роль, опосредуя сделки купли-продажи материальных цен­ностей (товар — деньги — товар). Они адекватно сопровождали движение товаров и услуг, независимо от их производства и пред­ложения частным бизнесом или государством.

Все обмены были, как правило, связаны с эквивалентами, в ка­честве которых обычно выступали деньги. Что же касается финан­сов, то они возникли как производные от денег в качестве посред­ников при обмене с государством. Однако в этом случае возникает обмен не с простым партнером, а с государством, следовательно, и эквивалент чем-то должен отличаться от обычных денег.

В денежной экономике (в отличие от бартерной, в которой то­вары обмениваются непосредственно на товары) деньги как по­средники в обмене появились в человеческой истории в форме то­варов. В качестве эквивалентов — товарных денег — выступали разные предметы: скот, медь, бриллианты и т.п. Из всего перечня в конце XIX в. наиболее типичными эквивалентами в обменах между экономическими агентами стали серебро и золото.

По мере потери товарными деньгами внутренней ценности, по­добно серебру и золоту, они уступили место бумажным деньгам — наиболее удобному средству обмена. В такой форме деньги нужны не ради них самих, а ради приобретения в обмен на них вещей и услуг. Другими словами, пока люди могут платить бумажной на­личностью по своим обязательствам, и бумажные деньги принима­ются как средство платежа, они выполняют функции денег.

С одной из функций денег — средства платежа (обязательство — товар — деньги — товар — обязательство или обязательство — день­ги — товар — деньги — обязательство) — и связано происхождение финансов. Если в функции обращения деньги — это посредник в одномоментном встречном перемещении денег и товаров, то функ­ция средства платежа может реализоваться в случае несовпадения синхронного перемещения товаров и денег как во времени, так и в пространстве. Другими словами, увеличивается круг сделок между экономическими агентами, в которых продажа товаров или предос­тавление денежной суммы не сопровождаются встречным движени­ем соответственно денег или товаров.

Такого рода сделки, как правило, имеют место во взаимоотно­шениях с государством. Так, обязательство государства выполнить определенные функции в обществе — обеспечить, например, поря­док на территории страны, построить автостраду или реабилитаци­онный центр для инвалидов — можно принять в качестве обеспече­ния той части денежных доходов общества, которая в виде налогов и платежей перераспределяется в пользу государства. В этом случае предмет коллективного обмена — обязательство государства выпол­нить определенные функции перед обществом — трудно оценить в показателях полезности для каждого налогоплательщика. Часть об­щества вообще может не воспользоваться, например, построенной, автострадой из-за отсутствия автомобилей, тогда возникает разрыв в движении денег и материальных ценностей. В результате такой сделки обмена обязательства государства на денежный эквивалент (налоги) населения возникает эффект перераспределения доходов од­них хозяйствующих субъектов в пользу других, поскольку государство не только формирует собственные доходы, но и осуществляет их расходование. Такое денежное посредничество в сделках, в кото­рых не происходит эквивалентного обмена материальных ценностей на деньги, относится уже к финансам. В этом случае финансы вы­ступают в качестве денежного инструмента, с помощью которого осуществляется обмен обязательств государства на денежные дохо­ды граждан (налоги). Причем отличие финансов от денег в данном случае заключается в отсутствии эквивалентности во времени и в пространстве.

Такая ситуация в наиболее явном виде возникала во взаимоот­ношениях граждан и государства, поэтому и финансы первоначаль­но связывались с обеспечением деятельности государства. Однако современные финансовые рынки и особенно их сегмент производ­ных финансовых инструментов имеют дело с подобным же пере­распределением доходов партнеров в результате сделки обмена, предметом которой является нематериальное обязательство участ­ников, преследующих спекулятивную цель. Другими словами, в со­временной экономике количество неэквивалентных обменов между партнерами становится все больше, а, следовательно, все шире ис­пользуется механизм финансов, перераспределяющий доходы одних экономических агентов в пользу других.

Не случайно основатель конституционной экономики Нобелев­ский лауреат Дж. Быокенен (р. 1919) предложил рассматривать бюджетные расходы государства как обмен неких государственных услуг на деньги — налоговые платежи граждан и компаний, в кото­ром фактически невозможно точно оценить эквивалентность/неэк­вивалентность налоговых платежей ценности общественных благ, предоставляемых государством. Именно в этом случае возникает феномен free rider (безбилетника), который и обусловливает функ­ционирование финансов не только в качестве механизма перерас­пределения доходов общества в пользу государства, но и любого другого экономического агента на тех же, что и с государством, ус­ловиях.

На рубеже XX–XXI вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денеж­ных фондов — финансовых активов, обращение которых зиждется на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это позволяет говорить о третьем «ките» финансовой теории — долговой природе современных финансов, функционирование ко­торых происходит с учетом фактора времени и риска. Это привело к субъективизации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации).

Подведём некоторые итоги:

(1) становление финансов было непосредственно связано с фор­мированием и развитием государства в качестве хозяйст­вующего субъекта, функционирование которого обеспе­чивало общество путем перераспределения части националь­ного дохода в его пользу;

(2) финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, ко­торые осуществляются с помощью денег;

(3) особое значение для понимания роли финансов в нацио­нальной экономике имеют закономерности развития собст­венно рынков денег, на которых человеческий интеллект разрабатывает и внедряет особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из мира реального (осязаемо­го) в мир виртуальный — в INTERNET.

Таким образом, развиваясь в качестве обособленного раздела макроэкономической теории, финансы (сначала как государствен­ные, потом корпораций и домашних хозяйств) в конечном счете, приобрели достаточное количество отличительных признаков, что­бы выделиться в макроэкономической теории в виде теории фи­нансов.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ГЛАВА 1. | Сущность и функции финансов


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.