Финансы предприятия – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, структуризации и использования денежных фондов.
Функции финансов предприятия.
- аккумулирующая (фондообразующая)
- распределительная
- аналитико- контролирующая
Расходование денежных средств бюджета контролирует Счетная палата.
В системе финансовых отношений можно выделить внутренние и внешние финансовые отношения.
Внешние финансовые отношения с бюджетами, внебюджетными фондами, банками, налоговыми органами, другие хозяйствующие субъекты.
Внутренние: с персоналом, собственниками, структурными подразделениями и предприятиями, входящими в холдинг или корпорацию.
Любое действие отражается на денежном потоке.
Классификация денежных фондов
1. Собственные
• уставный капитал (фонд создается в момент формирования предприятия сумма номинальной стоимости акций если это акционерное общество)
• нераспределенная прибыль (необходимо для дельнейшего развития, расширения предприятия. Только за счет этого. Это после уплаты дивидендов)
• добавочный капитал(учитывается переоценка основных средств). Приэмиссия – разница между рыночной стоимостью и номинальной стоимостью
• резервный капитал
2. Заемные (они все платные. Предприятие платит за них)
• Банковские кредиты
• Бюджетные кредиты
• Облигации
3. Фонды привлеченных средств. (Они временно привлекаемые, но уже имеют свое назначение. Своего рода заемные средства. Отличие в том, что они бесплатны!)
• Кредиторская задолженность
• Фонд потребления (формируется за счет прибыли)
• Расчеты по дивидендам
• Доходы будущих периодов
• Резервы будущих платежей и расходов (предприятие аккумулирует фонд)
4. Денежная часть фондов обращения
• Выручка
• Фонд заработной платы
• Фонд премирования
• Социальные выплаты
• Налоговые обязательства
• Платежи
• Прибыль
5. Производственный фонд денежных средств, амортизационные накопления (Амортизационный фонд). Он приходит с выручкой на расчетный счет, после выплат остается нераспределенная прибыль и амортизация, это и будет чистый денежный поток.
Активы называют капиталом предприятия на сегодняшний день. Капитал это рыночная категория. Капитал предприятия можно посмотреть в балансе.
Капитал предприятия – это денежные средства, вложенные в активы, использование которых приносит прибыль. Деньги являются первоначальной формой проявления капитала. По принадлежности: собственный, заемный. По характеру: внеоборотный (долгосрочный), оборотный (краткосрочный)
Финансовый менеджмент как система управления. Это система управления капиталом хозяйствующего субъекта (денежными потоками, финансами).
Финансовый менеджментэто наука в области принятия управленческих решений
Финансовый менеджментэто вид управленческой деятельности. Представляет систему воздействия субъекта управления на его объект.
ФМ как система управления.
Целью ФМ является:
1. Оперативная. Максимизация прибыли за период времени.
2. Платежеспособность предприятия. Это важнейшая характеристика деловой репутации предприятия.
3. Стратегическая цель. Рост стоимости капитала собственников. Это рост стоимости компании.
2 уровень. Оперативная прибыль и инвестиционный капитал
3 уровень. Доход, издержки и оборотные средства, основные средства
4 уровень. Специфические…..
Инструменты управления финансами компании:
• Баланс
• Финансовые коэффициенты
• Отчет о движении денежных средств (Cash-flow)
• Отчет о доходах и расходах
Этим можно измерить стоимость компании.
ФМ как наука базируется на ряде концепций. Они методологическая основа принятия решения финансового характера.
1. Концепция денежного потока. Любая финансовая операция ассоциируется с определенным денежным потоком, который состоит из притоков и оттоков денежных средств.
2. Концепция временной стоимости денежных средств. Деньги, поступившие сегодня стоят дороже, чем деньги поступившие завтра. (инфляция влияет, сегодня вкладываем, а завтра прибыль)
3. Концепция компромисса между риском и доходом. Получение любого дохода в бизнесе сопряжено с риском. Чем выше риск, тем доходнее должно быть. Самый без рисков это государственные ц.б.
4. Концепция стоимости капитала. Стоимость капитала – это та наименьшая рентабельность, который должен наработать капитал чтобы возместить затраты связанные с его приобретением. Это ожидаемая инвестором доходность. Имеет стоимость.
5. Концепция асимметричности информации. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эту информацию они могут использовать различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может дать ее обнародование.
6. Концепция агентских отношений. состоит в том, что по отношению к любой фирме всегда можно обособить группы лиц, заинтересованных в ее деятельности, но интересы которых, как правило, не совпадают, что приводит к конфликту интересов.
7. Концепция альтернативных затрат. Любые затраты должны быть сопоставлены с альтернативами
8. Временной неограниченности функционирования компании. Компания никуда не исчезает
9. Концепция имущественной и правовой обособленности субъектов хозяйствования.
ФМ как система включает субъект управления, объект управления (финансовые ресурсы, источник финансовых ресурсов, финансовые отношения или словом денежные потоки)
Функции ФМ:
1. Управление активами
2. Управление капиталом
3. Управление инвестициями
4. Управление денежными потоками (операционная деятельность)
5. Управление финансовыми рисками и предотвращение банкротства.
Задачи ФМ:
1. Мобилизация финансовых ресурсов на как можно более выгодных условиях
2. Финансовое планирование.
3. Инвестирование средств в наиболее эффективные области деятельности
4. Управление финансами (управление активами доходами и расходами)
5. Оптимизация денежных потоков
6. Осуществление финансового учета, анализа и контроля