Государственный кредит (от лат. creditum –ссуда, долг)− представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство может выступать одновременно заемщиком и кредитором. Это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора.
Государственный кредит предоставляется на принципах возвратности, срочности и платности.
Возвратность − необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком.
Срочность − необходимость возврата кредита точно в срок, зафиксированный договором или соглашением.
Платность − заемщик должен возвратить сумму полученных средств, а также уплатить проценты за пользование кредитом.
Государственный кредит направляется на покрытие бюджетного дефицита, на финансирование военных расходов, на социальные программы.
Государственный кредит выполняет следующиефункции:
1. Образование денежных доходов (распределительная). Через даннуюфункцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная функция является продолжение контрольной функции финансов и заключается в учете и контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством. Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Государственные займы − основная форма государственного кредита. Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
1. По сроку заимствования:
· краткосрочные (до 1 года);
· среднесрочные (от 1 до 5 лет);
· долгосрочные (от 5 до 30 лет).
2. По месту размещения:
· внутренние (размещаемые внутри страны);
· внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках).
· выигрышные займы, выплата дохода по которым осуществляется на основе тиражей выигрышей;
· процентные займы, доход по которым выплачивается на основе начисленных процентов;
· дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока предоставления.
5. По способу обращения на рынке:
· рыночные, которые свободно продаются и покупаются;
· нерыночные, которые не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
6. По способу обеспечения возвратности:
· закладные займы, обеспечиваются конкретным залогом, например, имуществом;
· беззакладные займы, их обеспечением служит платежеспособность эмитента в целом.
Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Управление государственным кредитом осуществляется органами власти и управления. Они определяют общий объем бюджетного дефицита, объем займов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство; осуществляют действия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:
1) минимизации стоимости долга для заемщика;
2) недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
3) эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;
4) обеспечения своевременного возврата кредитов;
5) максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности сохранение иностранных капиталов, в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Согласно ст. 6 БК РФ «государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)»[9].
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный заём – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Схема 8.
Неэффективность использования займов и их разворовывание
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. Что и происходит в России уже не один год. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.
Управление государственным долгом – это совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.