На основании полученных моделей строятся пользовательские требования, т.е. как было сказано в начале описание на естественном языке функции, выполняемых системой, и ограничений, накладываемых на неё.
Пользовательские требования должны описывать внешнее поведение системы, основные функции и сервисы предоставляемые системой, её нефункциональные свойства. Необходимо выделить опорные точки зрения и сгруппировать требования в соответствии с ними. Пользовательские требования можно оформить как простым перечислением, так и используя нотацию вариантов использования.
Далее составляются системные требования. Они включат в себя:
1. Требования к архитектуре системы. Например, число и размещение хранилищ и серверов приложений.
2. Требования к параметрам оборудования. Например, частота процессоров серверов и клиентов, объём хранилищ, размер оперативной и видео памяти, пропускная способность канала и т.д.
3. Требования к параметрам системы. Например, время отклика на действие пользователя, максимальный размер передаваемого файла, максимальная скорость передачи данных, максимальное число одновременно работающих пользователей и т.д.
4. Требования к программному интерфейсу.
5. Требования к структуре системы. Например, Масштабируемость, распределённость, модульность, открытость.
- масштабируемость – возможность распространения системы на большое количество машин, не приводящая к потере работоспособности и эффективности, при этом способность системы наращивать свою мощность должна определяться только мощностью соответствующего аппаратного обеспечения.
- распределенность - система должна поддерживать распределённое хранение данных.
- модульность - система должна состоять из отдельных модулей, интегрированных между собой.
- открытость - наличие открытых интерфейсов для возможной доработки и интеграции с другими системами.
6. Требования по взаимодействию и интеграции с другими системами. Например, использование общей базы данных, возможность получения данных из баз данных определённых систем и т.д.
Задания к работе
1. Изучить предлагаемый теоретический материал.
2. Построить опорные точки зрения на основании метода VORD для формирования и анализа требований. Результатом должны явиться две диаграммы: диаграмма идентификации точек зрения и диаграмма иерархии точек зрения.
3. Составить информационную модель будущей системы, включающую в себя описание основных объектов системы и взаимодействия между ними. На основании полученной информационной модели и диаграмм идентификации точек зрения, диаграмма иерархии точек зрения сформировать требования пользователя и системные требования.
4. Провести аттестацию требований, указать какие типы проверок выбрали.
5. На основании описания системы (Лабораторная работа №1), информационной модели, пользовательских и системных требований составить техническое задание на создание программного обеспечения. ТЗ должно содержать основные разделы, описанные в ГОСТ 34.602-89.
Построить отчёт, включающий все полученные уровни модели, описание функциональных блоков, потоков данных, хранилищ и внешних объектов.Содержание отчета
В отчете следует указать:
1. Цель работы
2. Введение
3. Программно-аппаратные средства, используемые при выполнении работы.
4. Основная часть (описание самой работы), выполненная согласно требованиям к результатам выполнения лабораторного практикума (п.2).
5. Заключение (выводы)
6. Список используемой литературы
Контрольные вопросы
1. Предложите, кто бы мог участвовать в формировании требований для университетской системы регистрации студентов. Объясните, почему почти неизбежно, что требования, сформулированные разными лицами, будут противоречивы.
2. Разрабатывается система ПО для автоматизации библиотечного каталога. Эта система будет содержать информацию относительно всех книг в библиотеке и будет полезна библиотечному персоналу, абонентам и читателям. Система должна иметь средства просмотра каталога, средства создания запросов и средства, позволяющие пользователям резервировать книги, находящиеся в данный момент на руках. Определите основные опорные точки зрения, которые необходимо учесть в спецификации системы, и покажите их взаимоотношения, используя диаграмму иерархии точек зрения.
3. Для трех точек зрения, определенных в системе библиотечного каталога, укажите сервисы и соответствующие данные, которые обеспечиваются этими точками зрения, и события, которые управляют этими сервисами.
4. Кто должен проводить обзор требований? Нарисуйте модель процесса обзора требований.
5. Ваша компания использует стандартный метод анализа требований. В процессе работы вы обнаружили, что этот метод не учитывает социальные факторы, важные для системы, которую вы анализируете. Ваш руководитель дал вам ясно понять, какому методу анализа нужно следовать. Обсудите, что вы должны делать в такой ситуации.
Рекомендуемая литература: 1,2,3,4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Вендров, А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем: Учеб. пособие. / А.М. Вендров. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 192 с.: ил.
2. Гагарина, Л.Г. Разработка и эксплуатация автоматизированых информационных систем6 учеб. Пособие / Л.Г. Гагарина, Д.В. Киселев, Е.Л. Федотова; под ред. проф. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 384 с.: ил. – (Профессиональное образование)
3. Дзюба, Д.В. Автоматизированное моделирование программных систем / Д.В. Дзюба, С.С. Крылов; под ред. В.Е. Зайцева – М.: Вузовская книга, 2003. – 96 с.
4. Китова, О.В. Корпоративные информационные системы управления: Учебник - («Учебники для программы MBA») / О.В. Китова, Н.М. Абдикеев.– М.: Издательство: Инфра-М, 2011.
5. Корпоративные информационные системы в России: вчера, сегодня, завтра. Беседа с академиком РАЕН Лазебником Евгением Романовичем. / КомпьютерПресс. – 1999. – №1. – с. 90-98.