русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Социокультурные основания графического дизайна


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 3966; Нарушение авторских прав


Лекция №1

 

1 Трактовка понятия «дизайн»

2 Становление графического дизайна

3 Социокультурные факторы развития графического дизайна

4 Социокультурные функции графического дизайна ДОПИСАТЬ

 

 

1 Трактовка понятия «дизайн»

Дизайнерская деятельность направлена достижение красоты, удобства, комфорта и пользы человека Традиционно объектом ее является среда, предметного обитания человека.

В 1969 г. Конгресс Международного совета дизайнерских организаций определил дизайн как творческую деятельность, цель которой – определение формы и смысла предметов, производимых промышленно­стью.

Выделяют несколько смысловых трактовок этого понятия:

- декоративную,

- проектно-графическую,

- предвосхищающую,

- драматическую.

Если характеризовать дизайн как декоративный», то это - узор, орнамент, декор, украшение, убранство; «проектно-графический» - набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция; «предвосхищающий» - план, предположение, замысел, намерение; «драматический» - затея, ухищрение, умысел, интрига.

В широком смысле слова дизайн - это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с челове­ком и обществом.

Объектом дизайна является предметно -вещественная среда обитания людей, а также он считается практикой, имеющей социально-культурное значение.

Какую бы область дизайна мы ни взяли, всюду сталкиваемся с необходимостью констатации его многогранности. Многие из общекультурных ценностей, которыми в настоящее время рас­полагает человечество, учитываются в дизайн-проектной деятельности. Нельзя не признать органическую связь дизайна с различными формами научного знания: эстетикой, экономикой, психологией, социологией, культурологией и т.д. Показателем того, что дизайн сфокусировал на себе многие вопросы из этих областей знания, является применение этих областей знания в дизайн-проектировании.



Приведем несколько примеров. Так, знание особенностей человеческого восприятия позволяет создавать простые и быст­рые для понимания визуальные сообщения в графическом ди­зайне. Знание психологии восприятия облегчает выбор вырази­тельных средств, с помощью которых можно наиболее точно выполнить поставленную задачу. Такая экономическая наука, как маркетинг, необходима для успешного дизайн-проектирования, так как позволяет изучить потребителя, выявить его предпочтения к тому или иному объекту. Полученные и проана­лизированные данные будут оказывать влияние на создание об­раза проектируемого объекта, а также выступать критерием ус­пешности дизайнерской деятельности.

Характеризуя дизайн, мы должны учитывать его различные грани. Дизайн следует рассматривать как:

- феномен визуальной культуры

- фактор развития потребительского рынка;

- фактор направления развития предметного мира.

С помощью средств дизайна возможно не только изменять характеристики материального мира человека. Дизайн выступает также инструментом сохранения и развития культуры, с одной стороны, объединяющим в себе различные сферы общественной жизни (научную, техническую, философскую, экологическую и пр.), а с другой — способствующим обмену между различными региональными и национальными культурами.

 

2 Становление графического дизайна

Современный дизайн представлен различными его видами, среди которых особое место занимает графический дизайн.

Длительное время развитие практики графического дизайна происходило в рамках дизайна при отсут­ствии специализации проектировщиков. Такие объекты, как бланки, печати, меню, указы и т.п., реализующие утилитарное назначение, имели разработанные графические решения еще до начала возникновения массового промышленного производства.

Понятие «дизайн» начали использовать еще в эпоху итальян­ского Возрождения, а в Англии оно получает распространение в XVI в. Истоки становления дизайн-графики восходят к этому периоду. В России в XVIII в. уже можно встретить использование данного понятия. «В фондах государственного архива Россий­ской академии наук хранится гравированный оттиск с подпи­сью: "Dessein Thermometres", датируемый 1732 г., выполненный в Гравировальной палате Академии наук. Еще один документ был опубликован в сборнике материалов истории Академии на­ук в 1880-х годах. В письме Иоганна Вильгельмина Люрсениуса, "именованного рисовального мастера", в прошении на имя Ека­терины II писалось: "в 1746 году без всякого моего происку взят из академии наук указом Вашего И.В. в кабинет для рисования дезейнов или образцов, на утверждаемую штофную фабрику и для прочих рисунков...

Особой динамикой становление графического дизайна ха­рактеризуется с конца XIX в., что связано с изменением хозяй­ственно-экономического уклада общественной жизни в разных странах. Развитие торговли между странами и, следовательно, рост товарно-денежных отношений способствовали возникнове­нию потребности в таких графических объектах, как этикетки, бланки, товарные знаки и прочее.

В XIX столетии широко использовался термин «афиша», что также свидетельствует о нарастании темпов производства массо­вой печатной продукции. В России афиша обозначала объявление, вывешиваемое на открытом месте, и использовалась в то время для описания «любой массовой пе­чатной продукции».

Особую роль в становлении графического дизайна в нашей стране играл плакат. Возникновение термина «плакат» имеет много общего с термином «афиша». Возникнув от позднелат. placatum (в переводе означало объявление), плакат становится средством наглядной рекламы, агитации, пропаганды обучения, инструктажа и т.д.

Распространение в начале XX в. образно-выразительного объекта — плаката имело большое значение для самоопределе­ния графического дизайна. Плакаты предназначаются для все­общего обозрения и, как правило, размножаются полиграфиче­ским способом. Это обеспечило плакату наибольшую привлека­тельность из-за своей доступности. Более того, плакат оказался востребованным и благодаря тому, что позволял выразить эмо­циональное обращение к массовому зрителю.

Таким образом, становление графического дизайна в нашей стране связано, прежде всего, с профессиональным творчеством художников в сфере плаката.

С начала 1920-х годов в обиход вошли такие термины, как «полиграфия», «рекламная графика», «индустриальная графика», «массовая графика», «прикладная графика». Все они имеют отно­шение к области художественных предметов обихода, выпол­няющих декоративные и утилитарные функции.

В этот период были предложены различного рода типологии графических объектов. Типология прикладной графики включала:

- официальную графику (разработка денежных знаков, гер­бов, эмблем, почтовых марок, печатей и т.п.);

- промышленную графику (упаковка, этикетка и т.п.);

- справочно-мемориальную графику (наглядные пособия, сопроводительный инструктивный материал к изделиям).

Новой социально-экономической реальностью было обу­словлено появление новых проблемных областей в графическом дизайне:

- концентрация производства и сбыта, ведущая к конку­рентной борьбе концернов и «конгломератов», определила задачу создания фирменного стиля;

- широкое распространение системы самообслуживания в торговле, свободный выбор товара покупателем, предло­жение товара по почте определили рост требований к упа­ковке и системе рекламных проспектов и каталогов;

- • перенасыщение рынка товарами поставило перед рекла­мой задачу не столько заставить покупателя приобрести новый товар, сколько заменить уже имеющийся.

Официальной датой рождения графического дизайна являет­ся 1964 г., когда состоялся первый конгресс ICOGRADA (Меж­дународное общество организаций графического дизайна) в Цюрихе. На нем обсуждалась специфика профессии графиче­ского дизайнера, а также ее место среди других дизайнерских специальностей. Определение статуса профессии и ее задач иг­рает важную роль в развитии графического дизайна.

 

3 Социокультурные факторы развития графического дизайна

Обратимся теперь к социокультурным факторам развития гра­фического дизайна.

Потребительский фактор

Коммерческие объекты графического дизайна, в большей степени реклама, представляют собой наиболее сильное средст­во манипулирования массовым сознанием. Успешность в созда­нии рекламы, стремление «продвинуть» что-либо на рынке: фирму, услугу или продукцию, наделить индивидуальными свойствами, повышающими конкурентную способность, при­влекательность, узнаваемость и спрос, зависят от создания ком­плексного рекламного проекта, в котором одним из составляю­щих элементов является его визуальное решение. Реклама как объект графического дизайна в первую очередь ориентирована на достижение рыночного успеха, определяющегося количест­венными показателями продаж. Дизайнер ориентирован на при­быль, поскольку его объекты становятся средствами стимулиро­вания продаж и выполняют знаково-символическую функцию. Человек в массовой культуре предстает прежде всего как потре­битель, потребление становится ключевой формой деятельности.

Таким образом, графический дизайн, следуя финансово-экономической стратегии развития дизайна (ориентация на при­быль, активное использование маркетинговых исследований, ус­тановление идеологии модного потребления, массовое примене­ние рекламы, направленность стратегии на ценности экономи­ки), ориентируясь на достижение коммерческого успеха и обо­гащение производителя, опирается на определенные психологи­ческие установки, скрытые потребности массового потребителя.

Культурно-символический фактор

Этот аспект представляется значимым доя осмысления совре­менного визуального языка в связи с тем, что «графический ди­зайн имеет дело с миром информации, которой придает визу­альную форму»3.

С гигантским развитием графического дизайна визуальные объекты становятся доступны человеку, а точнее, окружают его повсеместно. Графический дизайн занимает достаточно крепкие позиции в сфере массовой информации. Его объекты использу­ются в рекламе, кино, телевидении, издательской деятельности и т.п. Количество и частота смены визуальных объектов, вос­принимаемых человеком посредством телевидения, наружной рекламы, печатной продукции и пр., имеют высокие показатели.

Развитие компьютерной графики, создание рекламных роликов способствуют появлению новых выразительных форм и имеют большое значение для развития визуальной культуры.

Графический дизайн использует повышенное стремление людей к обладанию объектами, которые являются символами социального статуса, а также психологическую зависимость че­ловека от наличия или отсутствия у него модных вещей. Цен­ность объекта может быть также связана с личностными харак­теристиками дизайнера (индивидуальный стиль, престижное имя и т.п.) или потребителя (индивидуальность, статус, соци­альная группа и т.п.). Вещь выступает прежде всего в своей зна­ковой функции.

Рекламный дизайн, ориентируясь на «показное потребление», руководствуется таким принципом в разработке образа объекта, как его «знаковость», представляющую собой индикатор соци­ального и финансового положения. Культурные предпочтения потребителей могут опираться на удовлетворение потребности в престиже, финансовом успехе, в обозначении финансового ста­туса, т.е. отнюдь не насущные (витальные) потребности.

Информационный фактор

Значительная часть населения, являющаяся потребителем рек­ламной информации (прежде всего телевизионной), получает е^ в часы своего досуга. Несмотря на различные способы проведе]

отрицать наличие у них при этом единого информационной] пространства.

XXI век характеризуется увеличением свободного времен!) граждан во всех развитых индустриальных странах. Это проис­ходит за счет машин, которые используются не только в произ­водстве, но и в быту, а также в связи с мощным развитием сфе­ры услуг. Современное техническое оснащение жизни распро­страняется на свободное время, создавая эффект «полной заня­тости человека». Потребность в отдыхе присуща всем людям, Люди, освобождаясь от своих дел, каждодневных тягот, стремят­ся заполнить его не столько путешествиями, посещением теат­ров, чтением книг и т.п., сколько просмотром телепередач и ресурсов Интернета.

Средства массовой информации массифицируют людей, одно-!

временно — разобщая их, поскольку вытесняют традиционные' непосредственные контакты, собрания, встречи, заменяя личное общение телевидением или компьютером.

Развитое информационное общество обеспечивает возмож­ности коммуникации без образования толп, транспортных про­блем. Современные информационные технологии позволяю сводить все каналы информации (текст, изображение, анимация, звук) в интерактивном режиме, открывая новые возможности хранения, трансляции, тиражирования информации и превращая Интернет в единую информационную среду.

Графический дизайн становится неотъемлемой составляющей современной информационной среды, реализуя ее потребность в визуализации культуры.

Именно с графическим дизайном связаны в настоящее вре­мя процессы визуализации, занимающие доминирующие пози­ции в массовой культуре. Ориентация на быстрое восприятие, наглядность, доходчивость визуального языка обеспечивает при­влечение внимания потребителя и позволяет более компактно передавать информацию, ускоряя процесс ее восприятия и сохранения.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системы управления базами данных | Типовые функции ОС.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Полезен материал? Поделись:

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.