М.- это умение добиваться поставленных целей ,используя труд интеллект, мотивы поведения других людей. М. ф-я, вид деят-ти по рук-ву людьми в самых разн. орг-ях. М. это обл.чел-го знания .помогающего осущ-ть эту ф-ю. М. это опред-я кат .людей, соц. слой тех, кто осущ-т работу по упр-ю.
Факторы:
-формирование рын-го механизма и сочетание его с гос. регулированием,
-изменение в структуре потребностей общества в прод.и услугах.-обострение внутр. конкуренции вследствие огранич-ти ресурсов и снижения спроса на традиц.отеч.товары и услуги.
-интернационализация конкуренции и связанная с эти адаптация к междунар.стандартам.-усиление соц-х и экологич-х требов. к деят-ти организации.
-возрастающая степень комплексности реализуемой прод.и услуг,диверсификация кооперация организаций.
Сод-е М.рассм.в Зх аспектах:
1.М.как наука и практика упр-я.(сост-ет теор-ую базу практики упр-я,обеспеч-т практ.деят-тьупр-я научными реком-ми.В методолгию научного упр-я входит необх-ть ситематич-го стимулир-я раб.с цельюповыш-я их заинтер-ти в увелич-иипроизв-ти труда.4концепции:научн.упр.(Тейлор);админин.упр .(Файоль);упр-е с позиций чел-х отношений(Мэйо);упр-е с позиций поведенч-хт наук(МакГрегор)
2.М.как орг-я упр-я предпр-м т.е.установление пост.и врем-х взаимосвязей между подразделен-ми предпр.,опред-е порядка и условий функц-я .Для достиж-я кон-х рез-ов орг-я в своей деят-ти приобр-ет ресурсы(мат-лы,сырье,технологии),для их преобраз-я необходимо осущ.разл.виды деят-ти(опред.ф-ции).
З.М-как прцесс принятия управленч-х решений(в произ-ве возникает множество ситуаций, проблем, кот.требуют от менеджера принятия реш-й. Пробл.возн.на всех ровнях.Иерархичность упр-я позволяет делегировать полномочия,передавать отв-сть на более низкие уровни. М.-профессианально осуществляемое управление любой хоз.деят-ю предпр.в рыночных условиях,напр-ое на получение прибыли путем рацианального использования ресурсов.
Развитие мен-та.
К концу 19 - началу 20 века появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки М. Основатель научного М был Тейлор. 4принципа упр-я индивидуальным трудом рабочих. 1)-научный подход к выполнению каждого эл-та работы. 2) научн.подбор, обучению раб., 3)кооперация с рабочими. 4)разделение ответств-ти за результаты между менеджерами и рабочими. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив для них виды деят-ти или ф-ции -планирование, организация, руководство координацию и контроль. Он считается основателем классической школы упр-я. В 50-е г. 20века исследования проводились по 5-ти напр-ям: классическому, человеч-х отношений, поведенческих наук, количественному и системному подходам.
ВЫВОД.
1-й период - древний период самый длительный - до 18 века (египетские пирамиды, Сократ, Платон)
2-й период – индустриальный (1776-1890) А.Смит-представитель класс полит экономии, спец. в области упр-я. Р.Оуэн выдвинул идею гуманизации упр-я.
3-й пер. - период систематизации (1856-1960) Ф.Тейлор возглавил школу научного управления. Мэйо –человеческих отношений. Маслоу, Мак Грегор - теория мотивации.
4-й период .-информац-й (1960по наст.время) следствие прим-я ЭВМ. комьютеров.
Содержание М. можно рассматривать в З-х аспектах - как науку и исскуство управ-я, как вид деят-ти и процесс принятия управл решений, как аппарат упр-я деят-тью орг-ции.