На формирование японской модели менеджмента повлияли следующие факторы:
· Философия Конфуция(человеколюбие, верность государству и данному собой слову, почтительность к старшим);
· Ограниченность территории и природных ресурсов(компенсируется трудолюбием японцев);
· Подверженность японских островов природным катаклизмам(гибкость и постоянное наличие резервов);
· Национальная однородность(единство языка и национальности);
· Сочетание государственного регулирования и частного предпринимательства).
Сочетание ценовых и неценовых методов конкуренции делает японскую модель менеджмента крайне эффективной. Основными ресурсами в фирме обычно являются человеческие и технологические.
Особого внимания в японской модели менеджмента заслуживает система принятия решений в фирмах. В отличие от западноевропейского способа принятия решений большинством голосов, в Японии принятие решений осуществляется путем консенсуса. Сначала высшие руководители готовят проект решения и рассылают его своим менеджерам. Подотчетные менеджеры ставят свои печати, если не имеют возражений, и возвращают руководителю проект. В противном случае решение под благовидным предлогом откладывается.
Таким образом, принятие решения по японской модели менеджмента происходит медленнее чем в американском менеджменте, однако скорость выполнения принятых решений – выше(по сути менеджеры могут начать давать указания работ своим подчиненным прямо во время совещания, даже если решение ещё не было окончательно принято. Впоследствии, они могут просто отменить ранее данные указания.)
Японский менеджмент также отличается высоким качеством. Основными элементами качества японского менеджмента являются:
· Работники рассматриваются одновременно как поставщики, так и потребители(если работник выявил брак, то он имеет право остановить весь производственный конвейер);
· Обучение всего персонала методам повышения качества(кружки качества - добровольная организация сотрудников с целью повышения качества);
· Стимулирование сертификации
Большинство японских фирм также входят в объединения. При этом компаниями соблюдаются следующие требования:
· Каждое объединение имеет собственное финансовое учреждение;
· Взаимное владение акциями(обмен пакетами акций между владельцами фирм, состоящих в объединении);
· Обязательность поставок внутри объединения;
· Централизованная торговля(одна подконтрольная объединению фирма торгует продукцией сразу всех фирм, состоящих в объединении);
· Обмен сотрудниками между фирмами в объединении;
· Существование старшего и младшего персонала.
3. Западноевропейская модель:
Основные черты:
· социальная ориентированность менеджмента;
· сочетание различных форм собственности;
· сильные функции государства;
· индикативное планирование и прогнозирование.
Существует 2 варианта социально ориентированного менеджмента:
1 – предложил Л. Эрхард - усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования; направленность на создание сильного, «социального государства», которое регулирует как общественные процессы, так и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения; введение индикативного планирования на смену директивному (четкое и большое кол-во показателей, обязательных для выполнения); социальное партнерство – особый тип отношений между предпринимателями и работниками, при котором достигается между ними «социальный мир», а возникающие конфликты разрешаются цивилизованными методами.
2 – шведская модель социализма Мюрдаля, основана на теории социального рыночного хозяйства, социального партнерства. Главное – создание системы социальной защиты населения; регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики; обеспечение условий труда; поддержка семьи.