Конкуренция –это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Процессы могут быть: объективными (заданными природой и обществом) или субъективными (заданными субъектом управления); первичными или высшими; прошлыми, настоящими или будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными и личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными, логическими и эмоциональными и т.д.
Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными,
квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.
Формы конкуренции:
1) предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
2) функциональная – конкуренция между товарами-заменителями;
3) личностная.
Методы конкуренции:
1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;
3) на основе снижения цены (ценовая);
4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
5) на основе повышения качества управления;
6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта.
По степени интенсивностиконкуренция может быть: привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее
удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в
предыдущем сегменте;
умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают
конкурентную среду в данном сегменте рынка;
ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъекта из данного сегмента.