В операционной части команды записан ее код, а в адресной -один или несколько адресов ячеек памяти, в которых хранятся операнды (числа, участвующие в операции). Различают безадресные, одно-, двух-, трехадресные команды.
Структура трехадресной команды: |КОП|A1|A2|A3|, где КОП - код операции, A1, A2 - адреса ячеек, содержащих первый и второй операнды, A3 - адрес ячейки, куда следует поместить результат выполнения операции. Структура двух- и одноадресной команды: |КОП|A1|A2|, |КОП|A1|, где A1, A2 - адреса ячеек ОЗУ, где хранятся операнды, и куда должен быть записан результат операции. Безадресная команда содержит только код операции.
Команды хранятся и обрабатываются в компьютере только в виде двоичного кода. При этом каждый элемент команды (код операции и адреса операндов) кодируются строго постоянным количеством бит, зависящим только от типа процессора. Количество бит под каждый элемент рассчитывается по формуле Хартли (3) и зависит от количества команд, выполняемых процессором, и объёмом ОЗУ компьютера.
Примеры.Процессор выполняет не более 200 команд, команды – двухадресные, объём ОЗУ компьютера – 600 Мбайт. Рассчитать структуру команды процессора в байтах.
Так как команда двухадресная, то её структура будет такова: |КОП|A1|A2|. Количество бит под код операции легко рассчитать или по формуле (3) или по таблице 3. Из таблицы 3 следует, что минимальное количество бит для кодирования 200 команд – это 8. Если адреса в ОЗУ изменяются в диапазоне 0
600 Мбайт, то согласно формуле (3) для этого потребуется

Следовательно, под каждый адрес требуется 30 бит. Полностью команда должна выглядеть так:
. Таким образом, в целом под команду требуется 68 бит или 9 байт.