Финансовая политика – совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений между предприятиями для своевременного решения задач, поставленных стратегическими и тактических планами, с учетом внешних и внутренних воздействующих факторов.
Финансовая политика (виды):
1. Политика расходов – максимизация прибыли за счет минимизации затрат.
2. Политика доходов – максимальное извлечение прибыли за счет всех возможных источников. Осуществляется за счет диверсификации производства с использованием эффекта масштаба. Диверсификация – это ориентация предприятия на многопрофильное производство. Под эффектом масштаба понимают сокращение общего количества затрат за счет увеличения объемов производства (при увеличении производства в 2 раза, затраты уменьшаются на 30%).
Финансовая политика направлена на решение финансовых задач предприятия, которые обеспечили бы выживание предприятия в рыночных условиях.
Цель финансовой политики – построение эффективной системы управления финансовыми ресурсами.
Задачи финансовой политики:
1. Максимизация прибыли
2. Оптимизация структуры капитала предприятия
3. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия
4. Обеспечение прозрачности финансово-экономического состоянии предприятия
5. Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия
6. Построение эффективного механизма управления финансовыми ресурсами предприятия
7. Возможность использования в управлении финансовыми ресурсами предприятия различных финансовых механизмов
Направления разработки финансовой политики предприятия:
1. Анализ финансово-экономического состояния предприятия
2. Разработка учетной и налоговой политики
3. Разработка кредитной политик
4. Разработка эффективной системы управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями
5. Управление издержками, включая амортизационную и дивидендную политики
Финансовые механизмы – система управления финансами предприятия по средствам использования различных форм и методов управления, направленных на повышение эффективности производства.
Система управления финансами включает:
1. Финансовые методы
2. Финансовые рычаги или финансовые инструменты
3. Правовое обеспечение
4. Информационно-методическое обеспечение
Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, деятельность предприятия, а также на правильность и своевременность формирования целевых денежных фондов.
К финансовым методам относят:
1. Финансовое планирование
2. Финансовый учет
3. Финансовый анализ
4. Финансовое регулирование
5. Финансовый контроль
Финансовые рычаги – инструменты, используемые в финансовых методах.
К финансовым рычагам относят:
1. Экономические показатели:
a. Прибыль
b. Доход
c. Налоги
d. Финансовые санкции
e. Цена
f. Проценты и дивиденды
g. Амортизация
h. Паевые взносы
i. Уставный капитал
j. Портфельные инвестиции
2. Финансовые активы
a. Денежные средства
b. Права на получение денежных средств в различных контрактах
3. Финансовые обязательства – любое обязательство, дающее право продать или обменять финансовый актив
Все финансовые инструменты подразделяются на 2 группы:
1. Первичные
a. Дебиторская задолженность
b. Кредиторская задолженность
c. Акции
2. Производные
a. Свот, спот, форвард
Все финансовые инструменты осуществляются на основе двух видов стоимости:
1. Рыночная стоимость – сумма, которую может получить предприятие от продажи финансового актива на активном рынке.
2. Справедливая стоимость – сумма, на которую может быть обменян актив при заключении добровольной сделки между независимыми сторонами при сопоставимых условиях
Правовое обеспечение – различные законы и инструкции, которые оказывают влияние на деятельность предприятия.
3. Внутреннее нормативно-правовое обеспечение (нормативные документы, выпускаемые внутри самого предприятия)
Информационно-методологическое обеспечение – экономическая, коммерческая и финансовая информация, а также статистические данные, на основании которых осуществляется управление предприятием, а также определяется место и роль предприятия на рынке.