b. Межконтинентальный (от одного берега к другому)
5. Воздушные
6. Газо-, трубо-, нефтепровод
7. Гужевые
Особенности финансов транспорта:
1. Продукция транспорта не имеет вещественной формы, т.к. транспорт ничего не производит, а только перемещает грузы, следовательно транспортные организации не создают дополнительной стоимости продукции, поэтому затраты на организацию транспортного процесса называются эксплуатационными затратами.
2. Для измерения транспортной продукции применяют тонно-километры и в пассажиро-километры.
3. Для бесперебойного процесса производства транспортная организация вынуждена создавать резервы подвижного состава
4. Грузопассажирские перевозки характеризуются неравномерностью в течение года
5. В составе средств производства на транспорте нет сырья
6. Цены на транспортную продукцию складываются на основании тарифов
Различают 4 вида тарифов на грузопассажирские перевозки:
2) Регулируемые – тарифы, устанавливаемые предприятием транспорта самостоятельно, но под надзором государства
3) Договорные – устанавливаемые на основании договора с заказчиком, исходя из рентабельности груза и дальности перевоза
4) Свободные – тарифы, устанавливаемые предприятием транспорта самостоятельно, исходя из спроса и предложения на грузопассажирские перевозки
Производственный процесс на транспорте складывается из трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные виды затрат:
1. Погрузка груза в подвижной состав:
a. Затраты на взвешивание и пересчет груза
b. Затраты на упаковку и увязку груза
c. Погрузка груза в подвижной состав
2. Перемещение груза между пунктами отправления и назначения
a. Затраты на охрану и сохранность груза
b. Затраты на сопровождение и экспедирование груза
c. Затраты на разработку маршрута и контроль за движением
d. Затраты на горюче-смазочные материалы
3. Выгрузка в пункте назначения
a. Разгрузка груза
b. Взвешивание и пересчет груза
c. Выявление порчи и потерь
d. Возмещение и ущерба
Выручка транспортных организаций включает в себя:
1. Выручку от грузопассажирских перевозок
2. Выручку, получаемую предприятием от выполнения погрузо-разгрузочных работ
3. Выручку, получаемую от экспедирования груза
4. Доходы от снижения затрат на перевозки
Эксплуатационные затраты включают в себя те же затраты, что и затраты, включаемые в себестоимость продукции + общая сумма расходов за весь период перевозки, определяемых по каждому виду транспорта в отдельности.
Для речного и морского транспорта это расходы на текущий ремонт флота и платежи в бюджет по валютным операциям.
Для воздушного транспорта это текущий ремонт самолетного парка и аэропортовые расходы.
Для автомобильного транспорта это текущий ремонт и обслуживание автотранспортных средств.
Для газо-, нефте-, проводных это потеря газа и нефти в трубопроводе.
Эффективность деятельности транспортных организаций можно определять тремя способами:
1. По общей сумме затрат по всем вида транспорта по основным грузопассажирским перевозкам
2. По величине доходов получаемых от экономии эксплуатационных затрат