русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Формы кредита


Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 714; Нарушение авторских прав



Форма кредита характеризует внешнее проявление и организацию кредитных отношений и определяется рядом признаков: объектом кредитной сделки, составом участников, целевым назначением и др.

Изменения производственных, товарно-денежных отношений приводят к изменению действующих форм кредита и созданию новых.

  Признаки классификации   Формы кредита
В зависимости от ссуженной стоимости - Товарная - Денежная - Товарно-денежная (смешанная)
Участники кредитной сделки, цели кредита - Банковский кредит - Государственный кредит - Ипотечный кредит - Лизинговый кредит - Коммерческий кредит - Потребительский кредит - Факторинговый кредит
Назначение кредита - Производительная - Потребительская
Способы предоставления - Прямая - Косвенная
Сфера функционирования - Национальный кредит - Международный кредит


Товарная форма кредита исторически предшествовала денежной. В чистом виде она означает предоставление и возвращение ссуженной стоимости в форме товарных стоимостей. Преобладающей является денежная форма, когда предоставление кредита, его возврат и уплата процентов производится деньгами (банковский кредит, ипотечный и др.). В современных условиях товарная форма кредита обычно сочетается с денежной формой его погашения, например, лизинг, коммерческий кредит, продажа товаров в рассрочку платежа, прокат вещей.

Целей получения и объектов кредитования множество, но их можно сгруппировать в виде производительной и потребительской формы кредита. Производительная форма кредита предполагает использование его на цели производства и обращения, на производительные цели. Потребительская форма используется для потребительских нужд населения.



Основной формой кредита, из которой, по сути, проистекают все остальные, является банковский кредит, который представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату во временное пользование.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов.

Коммерческий кредит характеризует кредитную сделку между предприятием - продавцом и покупателем. Кредит предоставляется в товарной форме в виде отсрочки платежа при продаже товара (услуги). Взамен покупатель выдает вексель с обязательством осуществить платеж в установленный срок и оплатить проценты.

Потребительский кредит
отражает экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребления. Кредит выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд.

Лизинговый кредит - это отношения между юридически самостоятельными лицами по поводу передачи в лизинг основных средств производства или иного имущества в длительное пользование, а также финансирования приобретения движимого и недвижимого арендуемого имущества.

Ипотечный кредит - особый тип экономических отношений по поводу предоставления долгосрочных кредитов под залог недвижимого имущества.

Факторинг – операция, связанная с уступкой поставщиком (кредитором) другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (должником) долговых требований (т.е. платежных документов за товары, работы, услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним.

Банк РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на следующий год; и не позднее 1 декабря предоставляет завершенный проект президенту и правительству. После подписания и опубликования в СМИ проект становится федеральным законом и обязателен для исполнения на всей территории РФ.
Основные направления денежно-кредитной политики включают в себя:
1. Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой правительством.
2. Характеристика экономического состояния РФ за предшествующий год.
3. Прогноз ожидаемого управления основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году.
4. Количественный анализ причин отклонений от целей денежно-кредитной политики, заявленной банком.
5. Оценка перспектив и обоснование возможности корректировки.
6. Рассматриваются два сценария развития экономики на будущий год с указанием цен на нефть и товары российского экспорта.
7. Прогноз основных показателей платежного баланса.
8. Рассматриваются ориентиры, характеризующие интервальные показатели: темп инфляции, процентные ставки, денежная база (резервы на счетах Центрального банка: обязательные резервы; остатки на корреспондентских счетах; депозиты банка; средства в ценных бумагах) и денежная масса, изменение золотовалютных резервов.
Государственная дума принимает положение «О денежно-кредитной политике» не позднее принятия ФЗ «О бюджете».

47 Государственный бюджет (Government budget) - этосмета доходов и расходов за определенный период времени, самый крупный денежный фонд, который используется правительством для финансирования своей деятельности. Государственный бюджет взаимодействует с многими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости определенную помощь путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда. В каждой стране структура государственного бюджета имеет свои особенности. Гос бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.
Структура и функции государственного бюджета

Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при помощи бюджетов различных уровней.

Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

В России бюджетная система страны трехуровневая.

Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.

Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.

К третьему уровню бюджетной системы относят местные бюджеты.

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.

Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.

Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений — от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды.

Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).

К неналоговым доходам бюджета, согласно БК РФ, относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эти доходы включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог; проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам; прибыль, приходящуюся на доли в уставных капиталах хозяйствующих товариществ и обществ; дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

• средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;

• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;

• доходы от внешнеэкономической деятельности (чистый экспорт);

• доходы от приватизации (в развитых странах до 10% доходной части бюджета).

Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы обеспечивают функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности.

Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:

• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

• средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;

• трансферты населению;

• бюджетные кредиты (в том числе налоговые кредиты и другие отсрочки по уплате налогов) юридическим лицам;

• субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

• бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;

• кредиты иностранным государствам;

• средства на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция — средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели (например, Москва получает от федерального правительства субвенцию в 4 млн. дол. в год за выполнение функций столицы Российской Федерации).

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев.

Организация может получить также инвестиционный налоговый кредит (на срок от одного года до пяти лет) — это кредит, предоставляемый в случае технического перевооружения предприятия, внедрения им новой техники и технологии или в случае выполнения им особо важного заказа, связанного с социально-экономическим развитием региона или предоставлением особо важных услуг населению. За инвестиционный налоговый кредит взимаются проценты в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

48) . Виды налогов

Налоги бывают двух видов.

Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование, фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Он взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

1.2 Налоговая система России

"Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".(Налоговый кодекс
Российской Федерации").

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Вообще характерной чертой налоговой системы России становится появление большого количества местных налогов и сборов.

49) Банковская система Республики Казахстан.
1.1. История становления банковской системы Казахстана .

Во времена советской власти Казахстан не имел своей банковской системы, так как на территории республики функционировали филиалы и отделения централизованной кредитной системы СССР. В связи с этим история банковской системы неразрывно связанна с историей СССР и дореволюционной России. В банковскую систему старой России входили: Государственный банк, акционерные банки, банки ипотечного кредита, общества взаимного кредита, городские банки и другие кредитные учреждения.
Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860 г.) являлся Центральным банком всей кредитной системы. Ему принадлежало
монопольное право на выпуск бумажных денег в обращение. Государственный банк России привлекал в 1914 году больше половины вкладов и текущих счетов, около 1/3 учетно-ссудных операций всех акционерных коммерческих банков. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран Государственный банк России кредитовал не только банки, но и промышленность, торговлю, заготовки. К 1914 году он имел 10 контор, 124 отделения и 791 приписную кассу государственного казначейства.
Акционерные коммерческие банки (47 банков с 743 филиалами) занимали доминирующее положение на рынке ссудных капиталов и к 1914 году достигли высокой степени концентрации.
Для обслуживания средней и мелкой буржуазии функционировали мелкие кредитные учреждения: общества взаимного кредита (11081), городские общественные банки.
Система ипотечного кредита состояла из государственного дворянского земельного банка и государственного поземельного банка, 10 акционерных земельных банков, 36 городских кредитных банков и прочих банков ипотечного кредита.
Среди прочих кредитных учреждений наибольшее распространение получила кредитная кооперация, обслуживающая зажиточные слои деревни. Она состояла из ссудно-сберегательных касс и кредитных товариществ.
После Октябрьской революции 1917 года был осуществлен принцип государственной монополии организации банковского дела В стране был создан государственный банк, а затем, в результате национализации частных, коммерческих и других банков, - отраслевые и территориальные банки, принадлежащие также государству. Одним из звеньев банковской системы становятся государственные сберегательные кассы. Одновременно с государственными банками в первые годы советской власти создаются негосударственные кредитные учреждения: кооперативные, частные, государственно - капиталистические, в том числе с участием иностранного капитала. В 1922 году стали организовываться кредитные и ссудо-сберегательные товарищества и их союзы, в задачу которых входило оживление деревни и кустарной промышленности. В 1924 году сельскохозяйственной кооперации было разрешено проводить кредитные операции в форме приемов вкладов, выдачи ссуд и посредничества в расчетах. На 1 апреля 1926 года в СССР насчитывалось 16185 товариществ, из них 2426- кредитных и ссудо-сберегательных и 12424 - сельскохозяйственных с кредитными функциями.
С 1922 года создаются общества взаимного кредита для кредитования частной торговли, промышленности, а также государственно-капиталистический акционерный юго-восточный банк и Российский коммерческий банк с участием иностранного капитала.
По мере развития социалистического сектора экономики кооперативные и частные кредитные органы утрачивали свое значение и переставали существовать. Коллективизация сельского хозяйства сделала ненужной кредитную кооперацию, которая ликвидируется в 1931 году. Вытеснение частного сектора из сферы торговли и промышленности привело к свертыванию общества кредита. Функции других кредитных органов переходят к государственным отраслевым банкам: Промбанк, Цекомбанк, Всекобанк, Центральный сельхозбанк и другие, которые были образованы в 1922-1925 гг.
В результате проведения кредитной реформы в СССР в 1930-1932 гг. организованны отраслевые банки на новых принципах. Созданы 4 специальных банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений:
Банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Он был 1959 году преобразован в Стройбанк СССР;
Банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк СССР), организован вместо многочисленных кредитных товариществ и республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 году был упразднен, его функции были распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);
Банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1959 году Всекобанк был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку СССР, упраздненному в 1959 году);
Банк финансирования коммунального и жилищного строительства ( Цекомбанк); был упразднен в 1959 году, а его функции распределены между Госбанком и Стройбанком.
Все отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций сосредоточилась в Госбанке СССР.
Во всех союзных республиках, в т.ч. и в Казахстане, организовывались республиканские учреждения всех банков. При этом соблюдался принцип централизации банковского дела, подчинение банковских учреждений вышестоящим органам банков, недопустимость установления каких-либо местных правил.
Банковская реформа в СССР была проведена в 1987-1988 гг. В результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР престал осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.
Структура специализированных банков была построена по административно-территориальному принципу. Организованны республиканские банки союзных республиках и управления банков в краях и областях. На уровне района или города банки имели свои учреждения. они создавались по принципу: в районе, как правило, одно учреждение одного из специализированных банков, клиентура которого преобладает в данном районе. Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены в каждом районе, колхозе или совхозе.
Коммерческие банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали как специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли (промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось, зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных предприятий.
В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев.
После распада СССР и обретения Казахстаном в 1991 г. статуса суверенного государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики, создания ее правовой основы, принятия новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О банках в Республике Казахстан". Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане большого количества (около двухсот) банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в государстве роли центральных органов исполнительной власти в лице Президента и Правительства, требований по выводу страны из глубокого экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенности - введением 15 ноября 1993г. национальной валюты - казахстанского тенге, а также введением в действие с 01 марта 1995 г. Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), возникла необходимость и было принято новое банковское законодательство. 30 марта 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", а 31 августа 1995 г. - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".
Основной целью принятия Указа "О Национальном банке Республики Казахстан" явилось более полное отражение роли Национального банка в осуществлении денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе "О Национальном банке Республики Казахстан" четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом. В частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться проверка деятельности Национального банка.
Указ "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" имеет существенные отличия от старого Закона РК "О банках в Республике Казахстан": определены виды банков второго уровня - государственные, депозитные, инвестиционные, банки с иностранным участием, межгосударственные банки; все банки, кроме государственных, создаются только в форме акционерных обществ; разрешено создание ассоциаций (союзов) банков; впервые дано понятие небанковского финансового учреждения, которое не является "банком", но на основании лицензии Национального банка правомочно проводить отдельные виды банковских операций; более подробно и четко изложен порядок создания, реорганизации и ликвидации банков; введено новое понятие - "консервация банков", которое представляет собой проведение по решению Национального банка принудительных мероприятий и процедур в отношении банка в целях оздоровления его финансового положения и улучшения качества работы; предусмотрены новые виды банковских операций - клиринговые, ломбардные, выпуск платежных карточек и другие; установлены определенные требования к работникам, занимающим руководящие должности в банке; введен запрет на предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями.
Принятие новых законодательных актов в банковской сфере, ужесточение контроля и требований со стороны Национального банка РК к созданию и функционированию банков второго уровня - установление с 15 апреля 1995 г. минимального размера уставного фонда эквивалентного 1,5 млн. долларов США для банков, получающих лицензию на проведение валютных операций, привлечение вкладов населения и открытие филиалов; утверждение Правлением Нацбанка РК (с дальнейшими изменениями и дополнениями) Положения о ликвидации банков в Республике Казахстан от 09 февраля 1996 г., Правил выдачи, отзыва разрешения на создание, реорганизацию банка, лицензии на проведение банковских операций и иной банковской деятельности, их аннулирования и приостановления, дачи, отзыва, согласия на открытие, слияние филиалов и открытие представительств банка от 29 февраля 1996 г., Положения о пруденциальных нормативах от 29 февраля 1996 г, Положения о консервации банков в Республике Казахстан от 29 февраля 1996 г., Положения об основных условиях деятельности инвестиционных банков и операций банков с ценными бумагами от 28 марта 1996 г., Положения об условиях приобретения и осуществления права контроля над банком от 28 марта 1996 г., Положения о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам от 10 мая 1996 г. (в новой редакции от 12 декабря 1996 г.), Положения о порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего отрицательный размер капитала, от 31 декабря 1996 г. - все это подтвердило стремление государства усилить контроль над банковским сектором и привело к тому, что количество банков в Казахстане стало сокращаться. Если по состоянию на 01 марта 1995 г. общее количество банков второго уровня в республике составляло - 178 (Вестник Национального банка N 1 от 28.04.1995 г.), на 01 сентября 1995 г. - 147 (ВНБ N 9 от 15.09.1995 г.), на 20 апреля 1996 г. - 117 (ВНБ N 24 от 30.04.1996 г.), то на 17 сентября 1996 г. в Казахстане количество банков сократилось до 102, а по состоянию на 1.03.2001 г. количество банков второго уровня составило 47( на начало 2001 года-48, на начло 2000 года – 55), в том числе 1 банк со 100% участием государства.
Причины ликвидации банков, по словам руководства Нацбанка, в каждом отдельном случае разные, но по большей части они заключаются в невыполнении пруденциальных нормативов, которые устанавливаются Национальным банком, либо в слиянии или поглощении одних банков другими. Все эти меры, по мнению государства, должны привести к созданию (сохранению) наиболее устойчивых и крупных банков второго уровня, стабилизации денежно-кредитной системы в Казахстане и возможности ее стратегического прогнозирования (регулирования).Особое отношение государства, в определенном смысле - привилегированное, к банковской среде, как основному элементу финансовой системы, подтверждается и тем, что, одновременно с принятием новых законодательных актов в банковской сфере, 07 сентября 1995 г. было принято дополнение в ст. 3 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), в соответствии с которым отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, отчетностью и аудиторской проверкой деятельности банков, лицензирование отдельных видов банковских операций, регулируются Кодексом лишь в части, не противоречащей действующему банковскому законодательству. Эта тенденция сохранялась и в дальнейшем, о чем свидетельствует внесение 07 декабря 1996 г. ряда изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", в соответствии с которыми предусматривается возможность и основания принудительного выкупа акций банков и небанковских финансовых учреждений, в случае наличия у них отрицательного размера капитала. Указанное решение может приниматься Национальным банком по согласованию с Правительством на условиях обязательной последующей незамедлительной реализации выкупленных акций новым инвесторам "в целях усиления интересов кредиторов банков второго уровня и обеспечения устойчивости банковской системы республики".
Нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в то время вынуждало Национальный банк и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять указанное выше вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей выхода из кризиса. Ликвидация 04 октября 1996 г. крупного банка республики - ОАО "Крамдс Банк", слияние 15 января 1997 г. крупных и имеющих широкую сеть филиалов -ОАО "Туранбанк" (до 1991 г. - Промстройбанк) и ОАО "Алем Банк Казахстана" (до 1991 г. - Внешэкономбанк) в один банк с принудительным выкупом акций и 100%-й продажей их Правительству Республики Казахстан в лице Министерства финансов (все названные банки находились в кризисном состоянии и имели миллиардные суммы отрицательного капитала в тенге); передача на обслуживание в Государственный реабилитационный банк неплатежеспособных предприятий (отбор предприятий производится Межведомственной комиссией и Правительством Республики Казахстан из перечня неплатежеспособных предприятий, который был сформирован Агентством по реорганизации предприятий); изменение действующего банковского и гражданского законодательства, - все это в целом, с одной стороны вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой – благоприятно влияет на дальнейшее развитие и укрепление банковской системы Республики Казахстан и ,соответственно, всей экономики нашей республики в целом.

50) . СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

С развитием производительных сил и образованием мирового хозяйства взаимосвязи между странами расширились и стали охватывать также экономические отношения между ними, что отразилось в росте взаимозависимости национальных экономик, переходе воспроизводственного процесса за пределы национальных кордонив.
Немалую роль играет вводимая государством экономическая политика, от которой зависит рост или спад в национальном хозяйстве, большая или меньшая активность на внешних рынках. Важными факторами, влияющими на комплекс внешнеэкономических связей страны, также совокупность природно-географических условий, наличие определенных природных ресурсов - полезных ископаемых, плодородных почв и т.д. Взаимосвязь всех этих факторов определяет существующую структуру международных экономических отношений страны, уровень развития и формы внешнеэкономических связей.
Мировое хозяйство, его сущность, объективные основы формирования и особенности розвитку
В начале XXI в. наметился качественно новый уровень развития производительных сил, особенности которых обусловлены постиндустриальными или информационными технологиями производства и соответствующими им производственными отношениями, а также отношениями интеллектуальной собственности. Но различные формы общественного и экономического развития, разнообразия и взаимозависимость стран мира на основе объективных экономических процессов и законов сохранятся, очевидно, еще надовго.
Зарождение и формирование стабильных экономических отношений между государствами и хозяйствующими субъектами разных стран, интернационализация хозяйственных связей - это объективная историческая тенденция развития производительных сил, обусловлена международным разделением труда (МРТ), невозможностью национальной экономики обеспечить производственные и другие нужды страны только за счет собственных ресурсов, сил и факторов. Тенденция к образованию мирового хозяйства, интернационализации экономики постепенно охватывает все страны мира независимо от уровня развития, а общей необходимой и достаточной предпосылкой этих процессов является переход к индустриальной стадии развития производительных сил - до крупного машинного производства, которому становятся * тесными »и« узкими »национальные межи.
Мировое хозяйство - совокупность национальных экономик, их производственных, торговых, кредитных, научно-технических, финансовых организационных объединений и предприятий, объединенных международным разделением труда, и соответствующая система международных экономических видносин.
В своем развитии мировое хозяйство прошло несколько етапив.
Доиндустриальная стадия производства - конец XVII в. Мировое хозяйство возникло еще на доиндустриальной стадии производства с зарождением международной торговли и формировалось до конца XVII ст.
Начало XVIII - середина XIX в. Характеризуется дальнейшим развитием производства товаров, растущая масса которых поступает в регулярный обмен между странами; преобразованием внешней торговли на часть национальной экономики; возникновением мирового рынка - высшего достижения капитализму.
Конец XIX - начало XX вв. Именно в этот период завершилось формирование мировой системы хозяйства на основе крупного машинного виробництва.
Конец 20-х - середина 80-х годов XX в. После Первой мировой войны начался процесс качественных изменений системы мирового хозяйства, который завершился с падением колониальной системы. Мировая экономика раскололась на две основные системы - социалистическую и капиталистическую и была дополнена многими колониальными странами, которые освободились от внешнеэкономической зависимости. В этот период рыночная экономика существенно трансформировалась в направлении социального хозяйствования. Плотнее стали переплетаться рыночные инструменты с государственным регулированием на макроуровне. С развитием производительных сил и хозяйственных отношений активно утверждалась смешанная экономика. Рыночную систему мирового хозяйства в середине 80-х годов XX в. образовывало более 160 стран, в том числе более ЗО индустриально розвинутих.
Конец 80-х - начало 90-х годов XX в. Определяющей чертой этого этапа является нарастание интеграционных процессов в производстве, развитие их организационно-экономических форм, связанных с производством товаров и комплектующих в разных странах. На формирование мирового хозяйства в 90-е годы XX в. повлияло отделения большинстве стран Восточной Европы от социалистической системы хозяйствования, ликвидация Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и распад СССР, образование новых независимых держав.
Всего мировое хозяйство в конце XX - начале XXI в., Сохраняя разнообразие, большое количество противоречий и разноплановых тенденций, все же более целостным, интегрированным и динамичным, чем в середине XX в., И приобретает глобальный характер. Для него стали характерными новые экономические связи и отношения, расширились таможенные и политические союзы. Процесс его становления еще не завершился, поскольку продолжается углубленное развитие всех факторов, его зумовлюють.
На развитие мирового хозяйства влияют следующие факторы:
развитие научно-технического прогресса, преобразования информационных технологий в один из важнейших аспектов развития мировой экономики;
растущая взаимозависимость национальных хозяйств, общая либерализация внешнеэкономических связей;
углубленное развитие МПП - международная специализация и кооперирования производства;
высокий уровень интенсификации международного движения факторов производства: рабочей силы, капиталов, технологий, средств производства, информации;
интернационализация производства и капитала;
формирование самостоятельной финансовой системы, непосредственно не связанной с обслуживанием товародвижения;
решения глобальных проблем тощо.
Главной тенденцией развития современного мирового хозяйства является интернационализация производства. Основным ее фактором стал переход развитых стран в 60 - 80-е годы XX в. на новую высокотехнологичную базу с преобладанием информационных технологий. Это привело бурную интернационализацию воспроизводственных процессов в обеих областях - интеграционной (через сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) и транснациональной (через создание межнациональных производственных комплексов).
Интернационализация производства - объективный исторический процесс налаживания межнациональных формирований и устойчивых производственных связей между странами, обусловлен развитием международного разделения труда, производственной и научно-технической специализацией и кооперацией, вследствие чего производственный процесс в отдельно взятой стране становится частью процесса, происходящего в интернациональном или мировом масштабах.
Интернационализация отражает выход воспроизводственного процесса за пределы национальных границ и становится частью процесса, который происходит в рамках интернационального или мирового уровня. Такая объективная историческая тенденция охватывает все страны независимо от социально-экономической системы или уровня розвитку.
Предпосылки интернационализации хозяйственных связей возникли в период перехода к крупному машинному производству. НТП является самым фактором интернационализации экономики, приобретает новые черты, связанных с переходом от преимущественно внешнеторговых связей с международным научно-технического и производственного спивробитництва.
Интернационализация производства обусловливает необходимость создания соответствующих организационных форм, позволяющих преодолевать препятствия, порождаемые государственными границами. Важнейшей стала экономическая интеграция, которая является определенным межгосударственным экономическим объединением, созданным на специальных соглашений. В пределах территории стран-участниц она охватывает определенные виды хозяйственной деятельности на особых условиях по сравнению с другими странами (рис. 5.1).
Международная экономическая интеграция - процесс срастания, объединения экономик различных стран на основе развития и углубления устойчивых взаимосвязей в производстве и распределении труда, взаимодействия воспроизводственных структур на различных уровнях национальных господарств.
Основными формами экономической интеграции являются: преференциальные (лат. preferentis - преимущество) торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союзы и политический союз.
Между участниками этого процесса осуществляется глубокий разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силою.
Основными факторами интеграции являются:
близость уровней экономического развития и уровня рыночной зрелости интегрирующихся стран;
географическая близость, наличие общей границы и тесных экономических связей, сложившихся исторически;
общность экономических и других проблем, стоящих перед странами в определенных отраслях (финансов, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.п.);
демонстрационный эффект и экономические зрушення.
В разных регионах мира сформировалось несколько десятков интеграционных объединений. Они существенно отличаются характером отношений, организационными формами, результатами хозяйственной деятельности. Одно из них - Европейский союз (ЕС), основы которого в 1957 г. сформировали шесть западноевропейских стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция). Со временем ЕС "расширялся благодаря привлечению новых государств, теперь в него входят 15 стран (Англия, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Греция, Дания, Австрия, Швеция, Финляндия). Ближайшее время предусматривается вступление еще шести стран (Венгрии, Польше, Чехии, Словении, Эстонии, Кипра). С момента образования ЕС прошел все основные этапы интеграционного процесса, является сильным и динамичным экономическим объединением, которое в 1,4 раза превышает численность населения США ( 291 млн. человек) и обладает почти таким же экономическим потенциалом (20% потенциала мировой экономики). Одновременно с увеличением количественного состава в ЕС происходит углубление интеграционных процессов. На первом заседании 1999 г. в Брюсселе руководящими органами ЕС была разработана специальная стратегия отношений с Украиной , которая стремится получить статус ассоциированного члена ЕС. В рамках ЕС обеспечено свободное передвижение товаров и всех факторов производства, единую внешнеторговую политику на основе общего таможенного тарифа, единую политику в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта. С 1 января 1999 года большинство стран ЕС перешла к единой валюте (евро) в безналичных расчетах. С развитием валютной интеграции и созданием единого центрального банка (ЕЦБ) страны ЕС с 1 января 2002 года перешли к этой валюты в наличных операциях. Для управления ЕС создан межгосударственные представительные, исполнительные и судебные органы, наделены наднациональными полномочиями, не зависящими от национальных урядив.
Среди других интеграционных объединений следует выделить: в развитых странах - НАФТА (Северная Америка), в развивающихся странах, - МЕРКОСУР в Латинской Америке, в странах с переходной экономикой - СНГ на территории бывшего СССР, АТЭС - Азиатско-Тихо-океанский регион. Региональные объединения способствуют глубоким, взаимопроникающие экономическим связям национальных экономик разных краин.
В некоторых регионах мира образуются торговые блоки, функционируют организации по воплощению совместных проектов. Особенно активно последнее время действуют валютные союзы. Координировать экономическую политику в пределах объемов производства соответствующих товаров и установления цен призваны такие ассоциации, как ОПЕК, Евроатом т.д.. Эти ассоциации участвуют в разработке договоров, их возможности зависят от особенностей текущей фазы воспроизводства в мировом хозяйстве, кон ' юнктурних колебаний, а также от политики торгово-промышленных корпораций, которые монополизируют рынок или цину.
Почти все интеграционные объединения, которые возникают и развиваются в нынешней мировой экономике, решают схожие задачи, сущность которых сводится к использованию преимуществ масштабной экономики, образования благоприятной внешнеполитической среды, решения проблем торговой политики, максимального содействия структурной перестройке экономики, поддержки молодых отраслей и обеспечения необходимых условий для создания нових.
Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, в определенной степени защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих краин.
Интеграционная взаимодействие позволяет странам-участницам вместе решать наиболее острые социальные проблемы (выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда), проводить научно-техническую политику. Однако взаимодействие национальных хозяйств осуществляется с разной интенсивностью, в разных масштабах.
Основой интернационализации и интеграции национальных хозяйств является международное разделение труда (МРТ).
Международное разделение труда - высшая степень общественного разделения труда, базирующегося на специализации национальных экономии по производству товаров и услуг соответствии с особенностями природных, социально-экономических и других условий производства в разных странах, есть международное разделение производства, предопределяет и предполагает необходимость обмена результатами дияльности.
Все страны мира в той или иной степени участвуют в МРТ, его углубление диктуется развитием производительных сил , подвергающихся воздействию научно-технической революции. Участие в МПП обеспечивает странам дополнительный экономический эффект, что позволяет им более полно и с наименьшими издержками удовлетворять свои потреби.
Международное разделение труда имеет свою внутреннюю структуру и соответствующие методы развития. Основными чертами МРТ является международная специализация и международная кооперация виробництва.
Международная специализация производства (МСП). Развивается по двум направлениям - производственному и териториальним.
В свою очередь, производственное направление подразделяется на:
межотраслевую специализацию;
внутриотраслевую специализацию;
специализацию отдельных предприятий. Территориальная МСВ охватывает специализацию по производству отдельных товаров и их частей для рынка:
отдельных стран;
группы стран;
регионив.
Основными формами МСВ являются:
предметная (производство готовых изделий) специализация;
подетальная (производство частей и компонентов изделий) специализация;
технологическая или стадийная специализация.
Наибольшее распространение среди видов предметной специализации в мирохозяйственных связях получила специализация по производству готовой продукции.
Особую роль в углублении и ускорении производственной специализации разных стран сыграл индустриальный этап развития национальных экономик. Промышленная революция в XIX в. совершила переворот в отраслевом разделении труда, способствовала специализации производства на основе технического прогресса, стимулировала развитие предметной (или межотраслевой) специализации, ориентированной на изготовление отдельных видов промышленных виробив.
Дальнейшее развитие ООО воплощены в переходе от предметной (межотраслевой) к подетальной (внутриотраслевой) специализации. В ее рамках предприятия, расположенные на территории определенной страны, становятся звеньями международного разделения труда в процессе производства товаров. Например, значительную часть комплектующих изделий и операций по изготовлению японских телевизоров и другой радиоэлектронной аппаратуры выполняют на заводах, расположенных в странах Азии, Европы, Латинской Америки. Часть национального хозяйства в ООО можно представить как индекс товарности:
ЕХ ± ИК GDP
где G. - индекс товарности; ЕХ - экспорт продукции (услуг) за год; ИМ - импорт продукции в течение года; GDP - годовой валовой внутренний продукт.
На развитие интернационализации производства влияет ряд факторов, важнейшими из которых являются: уровень технико-экономического развития стран, особенности производственной ассоциации, величина национального хозяйства, уровень развития МПП.
Главными факторами межнациональной специализации является наличие природных ресурсов, климатические условия, сформирована производственная база и внутренний уровень национальной специализации. Если концентрация производства продукции в пределах одной страны не базируется на специализированных предприятиях с высоким техническим и технологическим уровнем, не обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции, то она приводит к перерасхода ресурсов и экономических спадив.
В каждом национальном хозяйстве усиливается роль элементов, порожденных организационно-технической взаимодействием разных стран, все большее количество предприятий, принадлежащих к национальным комплексов, становятся звеньями всемирного хозяйства. Это обусловлено полной экономической (прежде всего производственной) взаимозависимостью стран .
Международная кооперация труда (МКП) является главной формой разделения труда в мировом хозяйстве. Это объединенная деятельность работников разных стран в одинаковых или разных, но объединенных между собой процессах производства. МКП базируется на международной специализации производства, которая является одним



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы кредитования | Финансы предприятий


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.084 сек.