русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Политическая роль интернет-технологий


Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 2522; Нарушение авторских прав


Место и роль Интернета Несомненно, самой революцион-

в политике нои черТОй политического облика

Интернета является формирование

с его помощью в политическом мире технологий виртуального пространства. Одновременно такой тип мыслимой политической реальности предполагает и образование соответствующих спосо­бов единения людей — виртуальных общин, свидетельствующих об объединении людей по интересам.

Принципиально важно отсутствие цензуры на передаваемые сообщения. Ведь именно Интернет создал мировой рынок ново­стей, формируемый без контроля органов государственной власти. Сеть формировалась как абсолютно самостоятельный и самодоста­точный механизм, который не терпит внешнего контроля. Впро­чем, стихийно Интернет развивался лишь в первоначальный период. Постепенно ситуация изменилась, и государственные органы в ряде стран стали пытаться контролировать интернет-коммуникации. И хотя абсолютный контроль за сетью, так же как и ее закрытие, практически невозможен, все же Китай, Северная Корея и еще почти два десятка стран ввели у себя систему косвенного государ­ственного контроля за интернет-коммуникациями. В США — в от­личие от Европы — были приняты этические кодексы поведения пользователей в сети, следование которым носит добровольный характер. Там же в рамках Национальной информационной инф­раструктуры был создан и Комитет по неприкосновенности част­ной жизни, рассматривающий вопросы неприкосновенности ин­формации частного характера и корректного использования све­дений. Но и эти меры оказались недостаточными, и сейчас в этой стране оживляется дискуссия о недопустимости свободного от го­сударственного регулирования Интернета. Думается, что во мно­гом на это повлияли события 11 сентября 2002 г., продемонстри­ровавшие трагические последствия дефицита информации об элек­тронной переписке террористов. Сегодня возможности мирового




интернет-сообщества более активно используются для отслежи­вания контактов преступных международных сообществ.

Именно в силу неконтролируемости сетевого пространства впервые появилась возможность вынесения на политический рынок разнообразной, в том числе абсолютно эксклюзивной, информации. Известно, например, что информация об исто­рии с Моникой Левински была взята из интернет-издания, куда она попала в результате случайного разговора сотрудника одного из авторитетнейших американских изданий — журнала «Ньюсуик» (знавшего, что эту информацию в редакции при­держивают до определенного случая) с другом, который не постеснялся сообщить об этом в сети.

Интернет-сообщения стали самым быстрым способом вброса в информационное пространство непроверенных и откровенно не­достоверных сведений. Лишенная профессионального отбора и проверки, не проходящая через редакторские кабинеты информа­ция нередко провоцировала весьма серьезные конфликты. Так что, ускоряя и обогащая информационный трафик, Интернет позво­ляет распространять самые невероятные и абсолютно безответствен­ные сообщения. Это нередко превращает его в орудие политических провокаций. Вспомним организацию используемых для дезориента­ции избирателей сайтов-двойников, создание банков сетевого ком­промата на политических деятелей, а также другие приемы возбуж­дения политических страстей, ставшие для отдельных структур чуть ли не основными направлениями политической деятельности. Ис­точник различных политических изменений — скандальная ин­формация, размещаемая в Интернете и попадающая оттуда в боль­шую прессу и на телевидение.

Несмотря на то что Интернет крайне опасен в плане манипу­лирования потребителями сетевой информации, следует признать его несомненные достоинства. Он способствует интенсификации информационного трафика, а также максимальному удовлетворе­нию индивидуальных, избирательных информационных запросов. Сетевые технологии стали мощным средством распространения любой информации как маркетингового, так и немаркетингового характера.

Исключительно разнообразна интернет-реклама. Например, сегодня используются следующие ее разновидности: баннер-ная реклама (графическое изображение, рекламирующее сер­вер, продукцию или услугу); спонсорская реклама (спонсорс­кие логотипы или текстовая ссылка на страницах сайта, по-


священная данному проекту), контекст-реклама (форма рек­ламодателя регистрации документов в поисковых структурах); рор-ир и консольная реклама (при открытии или закрытии какого-либо сайта на экране появляется дополнительное окно с рекламной информацией); реклама по e-mail (персональная форма получения всеми пользователями благодаря четкому те­матическому делению списков рассылок может воздействовать на целевую аудиторию).

Поисковые системы дают человеку возможность в каждом кон­кретном случае получать именно те сведения, которые ему необ­ходимы и в нужное ему время. Интернет способен оказывать граж­данину и экспертную помощь при анализе политической ситуации. Даже профессионалы — политические технологи и аналитики — постоянно используют консультационные интернет-методики в своей работе. Интернет стал для них инструментом как оперативной диаг­ностики, так и построения научных долгосрочных моделей развития институтов, отношений и даже политических биографий отдельных персон.

Понятно, что политические структуры не могли не отреагиро­вать на такие изменения в информационных потребностях граж­дан. Поэтому у партий и органов власти, а также отдельных госу­дарственных деятелей появились собственные электронные пред­ставительства в сети. Такие авторские сайты стали непременным атрибутом их присутствия на современном политическом рынке.

Интерактивный характер Интернета не только способствовал уплотнению и насыщению информационных контактов граждан с властью, но и трансформировал систему представительства граж­данских интересов. Интернет сегодня — это мощный дополнитель­ный канал презентации людьми своих социальных потребностей, механизм давления на власть и использования потенциала поли­тики для выражения своих потребностей.

Конечно, на такой тип презентации интересов существенное влияние оказывает техническая оснащенность граждан, наличие у них соответствующих средств для включения в сеть. Например, только в Нью-Йорке телефонов больше, чем во многих африкан­ских странах. Однако и в благополучных странах существует про­блема доступности Интернета для всех слоев населения. Один из ее аспектов — медленное освоение возможностей массовым созна­нием. Но самая серьезная сторона данной проблемы — преодоле­ние цифрового неравенства, разрыва {digital divide). Для ее реше­ния требуются не только значительные технические средства, но и развитие программного обеспечения (прежде всего для «чайни-


ков»), банков данных, усиления совместимости различных сете­вых пространств и т.д.

Распространение Интернета служит одним из показателей технологического разрыва между странами. Так, по данным Международного союза телекоммуникаций ООН и Фонда ООН по народонаселению, на тысячу жителей в Буркина-Фасо при­ходится менее одного пользователя, Южной Африке — 27, Чили — 38, Сингапуре — 172, Швейцарии — 348. В странах Африки к югу от Сахары, вместе взятых, — один пользователь на 5 тыс. жителей, а в Европе и Северной Америке — один пользователь на 6 жителей. Распределение Интернет-узлов в мире таково: США и Канада — 65,3%, развивающиеся стра­ны — 5,9, Австралия, Япония и Новая Зеландия — 6,4, Евро­па — 22,4%. Интересно сопоставить эти цифры с численностью мирового населения: США и Канада — 5,1%, развивающиеся страны — 80,4, Австралия, Япония и Новая Зеландия — 2,5, Европа - 12%3.

Увеличение информационных ресурсов населения способству­ет более массовому участию граждан в принятии решений. Расши­рение знаний о политических процессах и одновременно получе­ние возможности сообщать свое мнение непосредственно центрам и институтам власти способствовали организации интернет-пле­бисцитов, массовых опросов граждан по актуальным вопросам политического развития. Однако развитие интерактивных интер­нет-форм политического дискурса не сводится только к повыше­нию политических возможностей рядовых граждан. Власти также получают больше информации о социальных интересах, запросах, мнениях населения.

Совместное возрастание политического потенциала рядовых граждан и правящего класса заставляет многих ученых говорить о назревающей «революции участия». По убеждению Л. Гроссмана, в результате этого технического переворота «люди станут четвертой ветвью власти». Таким образом, появление и развитие Интернета подтверждает идеи Д. Белла, Э. Тоффлера, 3. Бжезинского, Р. Даля, и особенно М. Маклюэна, раньше других высказавших мысль, что развитие техники и электронных средств коммуникации со време­нем станет наиболее действенным фактором, под влиянием кото­рого будут формироваться как экономическое, так и политичес­кое пространства общества, развиваться предпосылки дальнейше­го развития демократии. В русле этих идей А. Этциони сформулировал концепцию «теледемократии», манифестировавшую становление новых исторических форм организации власти.


В современном мире уже есть опыт применения технологий такой электронной демократии. В ряде западных государств на прак­тике были опробованы технологии электронного голосования. Еще в начале 90-х годов прошлого столетия в США во время выборов была учреждена «электронная ратуша», с помощью которой изби­ратели получили возможность замещать своих представителей при выборе решений. Там же в 1994 г. впервые в истории была принята правительственная директива, обязывающая правительство откры­вать через Интернет информацию о своей деятельности. Конечно, перспектива интернет-демократии способствует более полному участию граждан в политическом процессе. Но такой тип приня­тия решений несет в себе и некие угрозы, причем не только при­вычному порядку формирования власти, но и самому механизму политического управления. Ведь многие проблемы, требующие компетентной оценки, а порой и принятия жестких, непопуляр­ных решений, вряд ли получат одобрение на таком форуме.

Кроме того, интерактивные формы взаимоотношений государ­ства и гражданского общества могут нарушить баланс в правящем классе и права меньшинств или же привести к принятию полити­ческих решений, не отвечающих долгосрочным интересам общества.

Таким образом, влияние Интернета на характер коммуника­ций в сфере власти существенно изменило язык политического дискурса, стилистику политической конкуренции. С одной сторо­ны, есть возможность повышения транспарентности политики, чему способствует открытие информации о деятельности властных струк­тур, механизмах формирования политической повестки дня. С дру­гой — возрастает информированность массового политического субъекта. Сочетание этих двух формирующихся на наших глазах тенденций ведет к росту капитала общественного доверия, повы­шению «морального авторитета» власти (А. Хиршман), т.е. нарас­танию ресурсов власти, объемы которых в процессе использова­ния увеличиваются. В результате повышается легитимность, укреп­ляется положение властных структур и, как следствие, происходит стабилизация государства и общества.

Существенный вклад интернет-технологии внесли и в разви­тие системы государственного управления, укрепление тенден­ции постепенной трансформации вертикально-централизованной структуры макрорегулирования общества с полицентрическими формами его организации. Сегодня благодаря Интернету значи­тельно снизились потребности в человеческих, материальных и организационных ресурсах для эффективного управления. С его непременным участием осуществляются и преобразования по


перестройке системы государственного управления с точки зре­ния интересов рядового гражданина (потребителя информацион­ных услуг государства). Интернет стал мощным механизмом де­централизации и деконцентрации власти и управления, дебюрок­ратизации структур государства.

Существенное влияние оказывает Интернет и на мировую по­литику, организацию международных отношений. С помощью, а нередко и под непосредственным влиянием сетевых технологий формируются транснациональные связи и институты глобального мира, складываются его нормы и традиции. Интернет помогает отдельным странам и политическим акторам встроиться в новые мировые взаимоотношения. Он, как показал М. Кастельс, не только распространяет информацию и формирует трансграничные пото­ки, но и обеспечивает главную ценность — высокую скорость до­ступа к необходимым сведениям, которые легче других связую­щих страны компонентов проникают через политические и соци­альные барьеры. В результате складываются сетевые структуры, связывающие между собой политические и социально-экономи­ческие структуры и локалитеты. Причем, будучи едва ли не самым мощным средством сбора, обработки, хранения и передачи ин­формации, Интернет продолжает свою эволюцию, выступая яд­ром формирования новых технических средств связи, представля­ющих собой синтез телематических и сетевых элементов. А это в свою очередь становится предпосылкой для новых социальных и политических изменений в мире.

§ 3. Электронное правительство

Сущность электронного правительства

Понятие электронного правитель­ствадовольно многозначно. Оно может отражать как деятельность

одной — исполнительной — ветви власти, так и всего государства в целом, а в сочетании с термином selfgovernment (самоуправле­ние) его значение расширяется, характеризуя уже отношения го­сударства с общественными структурами, партиями и другими по­литическими акторами. И в этом смысле оно претендует на ото­бражение едва ли не всего поля политики.

Тем не менее концептуально это понятие отражает общий век­тор движения современного общества в направлении перестройки функций власти и ее отношений с гражданами и их объединениями на основе широкого внедрения информационно-коммуникацион­ных технологий. В широкой политико-исторической перспективе элек-

18 - 4386


тронное правительство может быть понято как новый этапв разви­тии современного государства. В узком же значении это понятие ха­рактеризует формирование определенной коммуникационной инф­раструктуры, позволяющей государственным органам власти, граж­данам, общественно-политическим и коммерческим организациям взаимодействовать на основе новых информационных технологий.

Выделяются, как правило, три основных направления, или области задач, связанных с реализацией целей электронного пра­вительства (государства):

Первое — так называемое G2G{government to government), кото­рое предполагает повышение эффективности работы органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления. Этому способствуют: обеспечение совместимости стандартов хранения ин­формации и документооборота, подключение к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуп­равления, бюджетных учреждений, реализация отраслевых программ информатизации, создание межведомственных и местных информа­ционных систем и баз данных. Достижение этих задач связано с раз­витием систем межведомственного электронного документооборо­та, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов; раз­работкой и внедрением стандартов электронного делопроизводства и документооборота; координацией деятельности органов власти в сфере информатизации; разработкой и .внедрением комплекс­ных систем обеспечения информационной безопасности.

Благодаря этим мерам сокращаются издержки государственно­го управления, в том числе за счет высвобождения части техни­ческого персонала этих органов; повышаются возможности коор­динации действий органов государственной власти при формиро­вании единого порядка сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; растет эффективность государственного управления и местного самоуправления благо­даря созданию принципиально новых возможностей для монито­ринга процессов в экономике и обществе и принятия своевремен­ных решений по регулированию этих процессов.

Второе направление — G2B{government to business). Оно связано с повышением эффективности взаимодействия органов государ­ственной власти и коммерческих организаций, формированием условий, необходимых для развития механизмов электронной тор­говли и ускоренного развития конкурентоспособного производ­ства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникацион­ных технологий; совершенствованием управления поставками про­дукции для государственных нужд. Речь идет о взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере налогообложения, оформления та-


моженной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, подготовки и представле­ния отчетной документации. Для решения этих задач требуется обес­печение совместимости стандартов обмена информацией, докумен­тооборота, принципов защиты информации, использования элект­ронной цифровой подписи, а также стимуляция коммерческих организаций к повышению открытости их деятельности.

Третье направление — G2C{government to citizen). Становление электронного государства предполагает реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе по таким важным воп­росам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, управление государственной собственностью, конкурсное замеще­ние вакантных должностей; повышение информационной открыто­сти органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления, эффективность их взаимодействия с гражданами, качество оказываемых им услуг; обеспечение равных возможностей подклю­чения граждан к открытым информационным системам.

Предлагаемые властью интерактивные медиатехнологии при­званы заменить более пассивные формы политических коммуни­каций, что должно способствовать формированию более инфор­мированного и активного гражданина. Отдельные избиратели по­лучат возможность идентифицировать злободневные проблемы, активнее участвовать в работе органов общественного самоуправ­ления. У них появятся лучшие возможности для контроля за дейст­виями избранных официальных лиц и реагирования в ситуациях, когда власти не способны ответить на их запросы. Формами реализа­ции данной перспективы выступают электронное голосование на референдумах и выборах, развитие гражданских горизонтальных свя­зей и инфраструктур, формирование новых «виртуальных сообществ» с целью решения проблем регионального и локального характера. Многие из этих возможностей уже реализованы в малых масштабах посредством внедрения электронных технологий избирательных кам­паний отдельными кандидатами и организациями, а также в рамках экспериментов на региональном и локальном уровнях государствен­ного управления.

Особенности применения интернет-технологий в России

В России, как и во многих других странах мира, Интернет получает все более широкое распростране­ние, причем тенденции развития

этих информационных технологий, как правило, общие для всех государств. Электронные коммуникации впервые заявили о себе в

18*


1991 г. во время «путча». Когда все традиционные СМИ либо были закрыты, либо произвольно приостановили свою деятельность, Редком выпустил 46 тыс. единиц информации по всей России и за рубеж. С тех пор развитие интернет-коммуникаций приобрело вос­ходящий и позитивно развивающийся характер. Современная го­сударственная политика направлена на всемерное развитие Интер­нета. К концу 1990-х крупнейшие интернет-издания стали составной частью медиаполитической системы (газета.га, lenta.ru, ntvru.com, страна.га и др.). Правительственная программа «Электронная Рос­сия» нацелена на качественное расширение Интернета. В частности, как уже упоминалось, планируется в течение ближайших 9 лет ос­настить все вузы и 60% школ интернет-связью, повести работу по совместимости корпоративных и государственных ресурсов, а так­же решить другие важные в этой области задачи.

Однако нынешний объем отечественных пользователей сети, или аудитории Интернета, пока еще не позволяет счи­тать его средством массовой информации. И хотя по темпам роста мы занимаем 4-е место в мире, сегодня всего лишь 5 млн эпизодических и около 2,5 млн постоянных пользователей об­ращаются к сетевым ресурсам, что конечно же несопоставимо с российским населением. Правда, через 5 лет, по прогнозам, их станет 6 млн, а в 2010 г. должно организоваться сетевое сообщество из 26 млн пользователей.

Существенно сдерживает развитие интернет-технологий и то, что большинство пользователей сосредоточено в крупных горо­дах, а село практически не охвачено этим средством передачи информации. Это свидетельствует о разрыве информационно-по­литического пространства страны. Есть основание полагать, что наиболее активная часть пользователей Интернета — специали­сты в области информации, т.е. эти технологии востребованы в основном специализированными группами населения.

Дальнейшее развитие российского сегмента мировой сети воз­можно при опережающей государственной поддержке. Техничес­кое развитие сети должно быть дополнено развитием конституци­онных прав граждан на свободное получение и распространение информации, повышение полноты и доступности информацион­ных ресурсов, эффективности их использования.

Вопросы для обсуждения

1. Какие возможности для ведения политики, на ваш взгляд, открыл Интернет и какие сложности он создал для организации власти?


 

2. Как можно охарактеризовать долговременные последствия исполь­
зования Интернета в политике?

3. Какова должна быть политика стран, отстающих в политическом
использовании интернет-технологий?

4. Сможет ли Россия за счет развития политических интернет-техно­
логий компенсировать свое экономическое отставание от стран Запада?

5. Что препятствует интенсивному становлению в Российском госу­
дарстве форм и механизмов «электронного правительства»?

Рекомендуемая литература

Белкин С, Воронин В., Устименко С. Интернет и власть // Власть. 1999. № 9. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы

М, 1995.

Кастелъс М. Информационная эпоха. М., 1999. Песков Д. Интернет как политический институт в России — http/www.isn.ru/

public/project.doc.

Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 1999. Туронок С. Интернет и политический процесс // Общественные науки и

современность. 2001. № 2. The Digital Dilemma: Intellectual Property in the Information Age. 2000. National

Academy Press. Gutstein D. Con: How Internet Undermines Democracy — http:/ www.wr.com.

au/democracy/ Valovic T. Digital Mythologies: the Hidden Complexities of the Internet. New

Jersey, 2000.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политический генезис Интернета | Возникновение интернет-технологий


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.053 сек.