повышения активности государства в сфере информационной безопасности. Так, в России к ним относится бесконтрольная деятельность разнообразных производителей информационных услуг по передаче статистической, финансовой, биржевой и другой подобной информации зарубежным партнерам, наносящая ущерб общегосударственным интересам. Нередки факты бесконтрольного привлечения иностранных фирм к совместной деятельности в области высоких технологий, что зачастую используется для целенаправленного сбора информации, составляющей государственную тайну. Ситуация усугубляется еще и тем, что в нашей стране пока еще нет закона, позволяющего различать частную и государственную (а также закрытую и открытую) информацию. В результате использование секретной и конфиденциальной информации не всегда может быть пресечено законодательным образом, что в свою очередь провоцирует многочисленные атаки на информационные секреты государства.
Весьма показательным в этом отношении фактом, позволяющим судить об отношении властей к проблеме обеспечения информационной безопасности государства, является Доктрина информационной безопасности, принятая в 2000 г. В ней достаточно подробно описаны факторы, усугубляющие отставание России в информационной сфере, обозначены основные направления, позволяющие преодолеть техническое отставание от Запада и повысить эффективность собственных действий. Однако, несмотря на ряд трезвых оценок и прогнозов, документ выдержан в весьма тревожном, а порой даже апокалиптическом тоне, оставляющем ощущение какой-то обреченности, противопоставления России всему остальному миру. Создается впечатление, что зарубежные структуры и государства только тем и озабочены, чтобы выведать наши государственные секреты. На фоне этой сугубо оборонительной и тревожной лексики удивляет довольно абстрактный характер оценок информационных процессов. Это дает основания для двойного толкования многих современных явлений. Общий же смысл документа прочитывается однозначно: страна в кругу врагов и вынуждена предпринимать ответные действия.
Показательно, что в доктрине крайне мало говорится о формах развития частного бизнеса в информационной сфере, поощрении конкуренции и очень много — об усилении контроля. При этом во всех контрольных мероприятиях правительство на информацион-
ной арене заменяет государство; поощряется рост информационных «аппетитов» государственных структур, затягивается открытие информационных секретов. И даже там, где государство заявляет о своем стремлении к борьбе с монополиями, все замыкается на его регулирующей роли. Вполне логично выглядят и предлагаемые в документе ограничения творческой свободы журналистов. Многие контрольные мероприятия можно понять как попытки надзора за содержанием информационных материалов.
Оценка доктрины как в значительной степени консервативного документа, излишне драматически трактующего нынешние реалии, могла бы остаться частной позицией, если бы не последовавшие за этим действия, подтверждающие заявленную тенденцию к усилению контроля за информационным пространством. В качестве иллюстрации можно сослаться на приказ Министерства печати № 130 от 2000 г. о внедрении системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях те-| лефонной связи, или, проще говоря, легализации хорошо известной «прослушки».