русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Политические функции СМИ


Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 2631; Нарушение авторских прав


СМИ в системе массовой коммуникации

Важнейшим инструментом реализа­ции политических стратегий на ин­формационном рынке являются

средства массовой информации. Еще в 1840 г., видимо, предчув­ствуя их будущее политическое влияние, О. де Бальзак (вслед за Э. Бёрком) назвал прессу «четвертой властью». С превращением же через столетие электронных СМИ, и прежде всего телевидения, в неотъемлемый элемент политического дискурса, главный инстру­мент проведения избирательных кампаний этот социальный меха­низм стал мощнейшим политическим институтом, который преоб­разил системные параметры публичной власти, содержание МИКС. В целом место СМИ в МИКС обусловлено их возможностями формировать медиаповестку дня в политическом дискурсе и ока­зывать влияние на механизмы принятия решений. Как свидетель­ствуют многочисленные исследования М. Маккоумза, Д. Шоу, Э. Роджерса и других ученых, рассматривая определенный набор проблем и организуя вокруг СМИ общественную дискуссию или же воздействуя на умонастроения граждан, далеко не всегда стре­мятся отражать интересы общества и давать людям объективную информацию. Этим обусловлена потребность государства и обще­ства влиять на их информационную деятельность, задавать через СМИ собственные приоритеты в выдвижении и толковании поли­тических проблем.

Если рассматривать процесс их политического позициониро­вания в его историческом развитии, то можно увидеть, что СМИ появились на политическом рынке как органы партийной печати и как постоянно расширяющие свою читательскую аудиторию га­зетные издания. Постепенно они не только наладили связи с насе­лением, завоевали должный общественный авторитет, но и при­учили рядового гражданина чувствовать себя участником общесо­циальных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Исторически сформировавшееся отсутствие по­литического нейтралитета, систематическое и непосредственное общение СМИ с рядовыми гражданами сделало их таким же при­вычным институтом политической социализации, как семья, цер­ковь, система образования.




 


«...Борьба за установление независимой прессы как источ­ника информации о деятельности государства и как форума для формулирования и выражения общественного мнения яв­лялась важнейшей частью длительной борьбы за полностью представительную систему демократического правления»3.

Органическая взаимообусловленность действий властей и об­щественности активностью СМИ превращает последние в обоюдо­острую систему контроля над поведением и сознанием этих поли­тических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общест­венного мнения, стимулирующими его активность по общественно у значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скан­дал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако взять под контроль деятель­ность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В луч­шем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.

Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть целиком подконтрольны ни государству, ни обществу. Прак­тика показала, что это особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место в МИКС. Как заметил Б. Макнайр, «то, что хочет сказать полити­ческий деятель, не обязательно отражается в том, что говорят СМИ»4. Не обязательно и не всегда отражается там и точка зрения общественности. Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим инсти­тутом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителя­ми продукции СМИ следует считать политиков, для которых мас­совая информация является важнейшим условием их профессио­нальной деятельности.

Верным представляется вывод Тимоти Е. Кука: «...СМИ... фун­кционируют как политический институт, выполняющий посред­ническую функцию, но к лучшему это или к худшему, зависит не только от общественности. В конце концов, необходимость в СМИ, с чьей помощью достигаются политические и управленческие цели, определяется без прямого участия широкой публики. Основное в


 


убирают одни «скучные» факты и придают характер сенсационно­сти другим, стремятся сделать свои материалы оригинальными, своеобычно подают те или иные сообщения. Используя техноло­гии политического маркетинга, они выстраивают рейтинги лиде­ров, формируют их имидж, поддерживают их контакты с населе­нием. При таком оформлении сообщения о политических процес­сах неизбежно обретают развлекательный характер, а сама политика преобразуется в некое шоу, представление, карнавал. Конфликты в поле власти предстают в глазах обывателя не как групповая борь­ба, связанная с определенными политическими структурами и доктринами, участники которой имеют явные и скрытые намере­ния, жестко конкурируют друг с другом. Они воспринимаются как жизненная драма или спортивное состязание, на первом плане которой — эпизоды биографий героев, их моральные пережива­ния, внешние атрибуты жизни. Одновременно СМИ являются и элементом структуры управ­ления обществом. Ив данном контексте они больше зависят от власти, чем от общества. С их помощью государство и другие поли­тические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью в вопросах формирования представительных органов власти, состава правящих элит, поддержания авторитета соответствующих общественных целей, традиций и стереотипов. В науке даже сложилось «критическое направление», сторон­ники которого (Г. Шиллер, М. Смит, А. Моско и др.), опираясь на идеи П. Лазарсфельда и Г. Мертона, полагавших, что массовые коммуникации вносят вклад в укрепление социально-экономичес­кой системы, считают, что государственные органы через СМИ влияют на общественное мнение, направляя его в нужном направ­лении. Например, М. Херман полагает, что в США СМИ являются средством продолжения политики правительства, а их деятельность направлена не на информирование, а на формирование опреде­ленного общественного мнения, т.е. СМИ оцениваются им как ' элемент, встроенный в госструктуру. Иначе говоря, СМИ рассмат­риваются как мощнейший инструмент целенаправленного конст­руирования политических порядков, средство выстраивания необ­ходимых власти связей и отношений с общественностью. Наряду с такими социальными нагрузками СМИ встроены и в рыночную систему.В круг их важнейших приоритетов органично входят коммерческие интересы (прежде всего прибыль) и отно­шение к информации как к товару. Это на сегодняшний день опре­деляющий фактор в деятельности СМИ, он формирует все их ин­тересы и профессиональные усилия.

деятельности СМИ... вывод коммуникаций в среде политических I I )
элит на качественно новый уровень»5. ' ■ '

Главной причиной такой самостоятельности и неподконтроль­ности СМИ является то, что этот институт одновременно включен в различные системы социальных отношений.По аналогии с тем, что человек как потребитель массовой информации является од­новременно гражданином, потребителем продукции, зрителем, членом семьи, представителем той или иной профессии, так и СМИ одновременно выступают как элемент разных социальных систем.

Прежде всего СМИ — элемент системы представительстваин­тересов граждан, так как они стали незаменимым механизмом трансляции потребностей населения и в то же время объектом внимания политического класса и официальных институтов. Имен­но в этом качестве СМИ существенно изменили не только стиль, но и процедуры формирования государственных органов, процесс от­бора правящей элиты, проведения основных политических кампа­ний в государстве. Например, на выборах люди зачастую ориентиру­ются не на программы кандидатов и их партийную принадлежность, а на то, что и как покажет телевидение о жизни и деятельности кандидата, какие сведения об этом человеке появятся в газетах.

Обозреватели популярных изданий, телекомментаторы, веду­щие репортеры и специалисты по рекламе оказались чуть ли не главными выразителями общественного мнения и тем самым вошли в круг интеллектуальной политической элиты, обслуживающей интересы «среднего» европейца, американца, австралийца. Став для рядовых граждан одним из самых привлекательных механиз­мов политического участия, СМИ превратились в необычайно эффективного посредника в отношениях населения и власти. Бла­годаря определенной открытости, оперативности в формулирова­нии оценок и позиций, широким возможностям отражать интере­сы и чаяния самых разнообразных групп и слоев населения СМИ могут существенно влиять на политическую игру и даже модифи­цировать ее правила, формировать новые отношения между верха­ми и низами. В этом своем значении они больше зависят от обще­ства, чем от власти.

В последние полтора-два десятилетия довольно ярко прояви­лись такие политические последствия действий СМИ на инфор­мационном рынке, как создание института представительной си­стемы. Так, пытаясь привлечь как можно более широкое внимание читателей (слушателей, зрителей) к распространяемым ими све­дениям, они постоянно используют приемы, направленные на развлечение людей. Ориентируясь на массовое внимание, СМИ 74


Д. Ундервуд отмечает, что работники СМИ часто «подавле­ны представителями маркетингового подхода, когда рассмат­ривают общество в качестве занятых, отвлеченных, ищущих самореализации потребителей, которые должны быть удовлет­ворены любой ценой, даже если это влечет за собой отказ от более высоких профессиональных традиций». Это практически повсеместное влияние бизнес-ориентации на массовую ком­муникацию проявляется «в методах бульварной прессы, за­имствованных местными телевизионными станциями со ста­бильным рейтингом и сетью телевизионных новостных выпус­ков (newsmagazines); в применении газетами, отчаявшимися удерживать внимание читателей, броских визуальных методик и новостных вставок типа «вы можете это использовать»; в резком увеличении числа непристойных материалов и освещении скан­далов на страницах традиционных изданий и в Интернете; в сме­шении развлечений, преступлений, сплетен с новостями на телевидении... в стремлении переделывать новости как изделие в рекламных целях и продвижении маркетинговых целей...»6.

Осуществляя названные функции, СМИ выступают и частью системы просвещения общества,социализации граждан, в силу чего важнейшим ориентиром их профессиональной деятельности ста­новится направленность на распространение культурных стандар­тов общества. Так, по мнению Г. Лассуэлла, деятельность СМИ должна быть направлена на усиление политического просвещения населения, осознание им своих интересов в сфере власти. Видней­ший английский публицист Дж. Рит считает, что опубликование острого и даже сенсационного материала не может быть основной целью политической журналистики. Главным соображением, оп­ределяющим ее активность, должно быть воздействие на аудито­рию, побуждающее рост ее политической компетенции, направ­ленной в свою очередь на поддержание сбалансированности и рав­новесия отношений государства и общества. Причем эти задачи могут решаться не только качественной журналистикой, но и так называемой развлекательной (желтой, таблоидной) прессой (те­левидением и т.д.). Даже их информация может давать поводы для политических выводов граждан, выполнять функции развития граж­данского самосознания общества (в этой связи уместно вспомнить хотя бы скандал Клинтон—Левински, который спровоцировал широкие гражданские дискуссии на темы ответственности поли­тиков, роли права в политике и т.д.).

Ряд функциональных характеристик СМИ объединяет все их названные роли и статусы. Например, способность действовать в


периодическом и апериодическом, синхронном (когда реципиент сразу же получает информацию) и диахронном (когда информа­ция поступает с задержкой) режимах; ориентация на пассивный или на активный характер восприятия информации и т.д. Однако каждый статус наделяет СМИ и совершенно особыми чертами и свойствами, что порождает весьма противоречивые тенденции в их развитии. И это обоснованно, ибо, к примеру, платежеспособ­ный спрос на информацию и емкость рекламного рынка (как ос­новы коммерческого статуса СМИ) могут находиться в противо­речии с интересами граждан в расширенном доступе к информа­ции или задачами режима.

Степень ответственности СМИ в каждой из этих систем также разная. Например, распространяя в коммерческих целях какую-нибудь конфиденци&чьную информацию, СМИ могут спровоци-ровать правительственный кризис или даже межгосударственный конфликт. Однако закон не нарушен, власти, даже сильно постра­дав от подобной акции, не имеют оснований для их преследова­ния. Но часто противоречивость их деятельности проявляется в том, что, ведя то или иное политическое расследование, журналисты обязаны думать не только о конкурентоспособности материала на рынке, но и о последствиях его влияния на общественные мораль­ные устои, стабилизацию политического порядка в стране.

Многоцелевое отношение к распространению массовой инфор­мации может где-то наладить, а где-то и разрушить коммуника­цию СМИ как с обществом, так и с государством. И, хотя полно­стью устранить подобные конфликты невозможно, как показала практика, они могут быть частично разрешены в рамках крупных СМИ, которые способны плавно переходить от решения одной задачи к другой без ущерба для какой-либо из них.

Особая роль СМИ, о которой было сказано, постоянно вызы­вает острую политическую борьбу элит с общественностью за кон­троль над ними. И эта борьба всегда дополняется внутриэлитарной борьбой за важнейшие печатные и электронные СМИ. Причем в тех странах, где результаты выборов могут существенно сказаться на направленности политического курса или даже измененить го­сударственный строй, правящие круги используют все возможно­сти и преимущества, чтобы не допустить лидеров оппозиции на ведущие телеканалы, запретить их печатные органы, оградить до­ступ к массовым газетным изданиям.

Характерная ситуация возникла недавно на российском те­лерынке. Пришедший в 2003 г. на ТВС новый генеральный ме­неджер Р. Терекбаев видел выход из поразившего канал кризи-


са в его коммерциализации. Главное, полагал он, это прибыль, и, следовательно, надо искать свою рыночную нишу. Источни­ком благосостояния и успеха канала он считал интересы рек­ламодателей, творческой работе журналистов отводилась вто­ростепенная роль. В противоположность такой позиции Е. Киселев утверждал, что главное — это творчество журнали­стов, которые выполняют свою общественную миссию. А «раз­влекаловка» — слишком несерьезное занятие для профессио­налов; снижение же уровня образовательных и аналитических программ, игра на потребу низким зрительским интересам лишает ТВ его социального и политического статуса.

Функции смиПротиворечивость роли СМИ в си-

стеме массовой коммуникации

обусловливает их сложные политические функции. Прежде всего, в полном соответствии со своим происхождением они выполняют информационную функцию,решая задачу распространения сведе­ний и сообщений в обществе и государстве. При этом, как считают некоторые западные авторы, информация СМИ оказывает воз­действие на население по трем направлениям: «дает им возмож-

'; ность следить за тем, что происходит в мире», «распределяет ос-

; новные политические вопросы по степени важности» и «форми-

i рует политические предпочтения людей»7.

Поскольку СМИ осуществляют информационную функцию, специалисты полагают, что они должны придерживаться ряда прин­ципов. К ним могут быть отнесены: «беспристрастность в оценке си­туации»; оценка «обеих сторон медали»; отказ от предавания огласке сплетен; в случае анонимности источника информации, необходи­мость подтверждения ее с помощью сведений, полученных хотя бы из двух дополнительных источников; ответственность перед своим слушателем (читателем, зрителем); дистанцирование в определен­ной мере от тех субъектов, о которых идет речь; недопущение биз­несменов в места непосредственного производства новостей8.

Сигнализируя обществу о социальных и политических конф­ликтах, предупреждая людей о необходимости выработки соответ­ствующих форм защиты от угроз, обращения за помощью к влас­тям и т.д., СМИ выполняют функцию представительства интере­сов.Правда, действуя таким образом, они зачастую в диалоге с властью подменяют и саму общественность, и других ее агентов

; (партии). Кроме того, политические журналисты в значительной степени взяли на себя функции творцов политических мифов и

* идей, вдохновляющих граждан на политическое участие.


Выполняют СМИ и функцию групповой солидаризации.В этой / связи их информационная деятельность направлена на усиление / чувства принадлежности человека к определенной общности, вы­работку групповой солидарности и идентификации граждан в по­литическом пространстве как носителей определенных коллектив­ных интересов, норм и ценностей.

Выражая те или иные интересы и потребности населения и неизбежно затрагивая позиции властей, СМИ вынуждены под­вергать ее критическому анализу, рассматривать с позиции той или иной группы граждан, имеющих по преимуществу собствен­ное видение проблемы. Тем самым они выполняют функцию кри­тики правительства и центров власти.Присущая СМИ оператив­ность публикаций и звучащих в теленовостях оценок событий неиз­бежно повышает активность центров власти. Ведь публичность высказанных позиций, свидетельствующих о степени терпимости населения к тем или иным проблемам и соответственно степени приемлемости соответствующих действий властей, требует уточне­ния или корректировки их деятельности. В ряде случаев скоордини­рованные действия СМИ могут поставить власти перед судом обще­ственного мнения, сформировать атмосферу нетерпимости к тому или иному режиму. Имея столь мощного оппонента, государство стре­мится так решать задачи согласования интересов, чтобы оператив­но и конструктивно реагировать на мнение общественности.

Распространяя политически значимую информацию, СМИ ори- ] ентируют человека на сложившиеся в обществе стереотипы и стан- $■' дарты поведения, помогают ему усвоить прошлый политический опыт, применить те или иные знания в своей деятельности. Пове­ствуя же о прошлом, они способствуют сохранению преемственно­сти политического развития той или иной страны, формированию и поддержанию традиций. Тем самым СМИ выполняют функцию х передачи социального опыта и социализации граждан.

Очень важна и функция защиты социально «опущенных», отста­ющих слоев населения.Ведь для граждан, обладающих незначи­тельными ресурсами, СМИ подчас выступают единственным сред­ством выдвижения и защиты собственных интересов. Более того, обращая внимание на бедственное положение тех или иных групп, СМИ способствуют повышению этических стандартов в жизни об­щества, распространению чувств справедливости, сострадания и гуманизма.

Активно освещая волнующие как элиту, так и рядовых граж­дан вопросы, СМИ осуществляют функцию присвоения статуса социальным проблемам.Тем самым они вносят свой вклад в фор­мирование «повестки дня» для коммуникации власти и общества,


принятия государственных решений. Причем зачастую СМИ опе­режают и власти, и общественное мнение в реагировании на те или иные вопросы общественного развития, i Весьма специфична функция наркотизации, или усыпления ак-

- тивности граждан.На современного человека обрушивается посто­янно разрастающийся и органически сопряженный с развлекатель­ными образами информационный поток. Люди вынуждены про­слушивать и просматривать массу сведений. Это зачастую мешает аналитически осваивать информацию и критически оценивать со­общения.

Еще одна функция, которую выполняют СМИ, — функция опережающей диагностики.Формулируя и ставя перед властью и обществом социальные проблемы, предлагая те или иные модели разрешения конфликтов или выхода из ситуации, СМИ выступа-

,'"\ ют в качестве своеобразного аналитического центра, интеллекту­ального штаба, мозгового ресурса общества и государства.

Эффективность деятельности СМИ

Многосторонний характер деятель­ности СМИ усложняет задачу оцен­ки ее эффективности. Так, в 1920

1940-е годы XX столетия считалось, что средства массовой инфор­мации могут радикально менять умонастроения людей и вообще обладают едва ли не решающим значением для социальной на­стройки общества. Один из известнейших ученых того времени У. Липпман в книге «Общественное мнение» (1922 г.) подчерки­вал, что хотя «фабрикование согласия» и «способы убеждения» не являются чем-то новым, все же с увеличением тиражей газет «де­магоги» получают гораздо больше возможностей манипулировать общественным мнением. В рамках подобных представлений сфор­мировалась модель «максимального эффекта», по сути утверждав­шая идею всесилия СМИ. И хотя на практике она реализовалась лишь в тоталитарных государствах, а отдельные ученые уже тогда осознавали, что СМИ распространяют знания, которые могут и не влиять на поведенческие установки граждан, все же это сфор­мировало довольно негативное отношение к средствам массовой информации. А их деятельность рассматривалась как пагубная для демократии.

«... Те люди, которые больше других читали и слушали, не только не читали и слышали больше пропаганды своей соб­ственной партии, но также в силу устойчивости своих пред­почтений были наименее склонны к изменению своей пози­ции. А люди, которых легче всего было переубедить — те са-


мые, на которых были нацелены усилия менеджеров избира­тельных кампаний, — меньше всех читали и слышали... По-настоящему сомневающиеся, открытые для новых идей изби­ратели, искренне пытающиеся беспристрастно сопоставить программные положения кандидатов с точки зрения блага для страны в целом, существуют только в льстивой предвыборной пропаганде, учебниках по гражданскому обществу, в кино и в сознании некоторых идеалистов...»9.

В 1940 г. американские ученые П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и X. Годе выдвинули идею «двухступенчатого порога коммуникации», согласно которой распространение информации и ее влияние на общественное мнение осуществляются в два этапа: сначала от СМИ оценки транслируются к неформальным лидерам мнений, а уже от них к последователям. В этом контексте они выделяли роль «ин­новационных групп», первыми усваивающих новые ориентиры и продуцирующих их в политической жизни. При двуступенчатой модели коммуникации особое значение придается межличностно­му общению, стандартам информационной среды в публичной сфере, информационным контактам между группами. Именно они выступают механизмами формирования более или менее распрост­раненных и политически оформленных позиций. Кроме того, эта модель исходит из того, что большей информированностью обла­дают те, кто лучше образован или постоянно общается с автори­тетными личностями.

Эти положения получили развитие в 1960-е годы, когда в тео­рии «минимального эффекта» утверждалось, что СМИ влияют только на тех, кто постоянно обращается к их информации. При­чем, как показали исследования П. Лазарсфельда и Б. Берельсона, послания СМИ могут вступать в конфликт с уже обретенными суждениями, нормами или эмоциональными установками, на ко­торые ориентируются люди. Не случайно Дж. Кланнер в книге «Эф­фекты массовой коммуникации» писал, что люди используют ин­формацию СМИ в основном для подкрепления своей позиции. А Б. Коэн полагал, что СМИ не столько влияют на общественное мнение, сколько устанавливают пункты повестки дня разворачи­вающегося в социуме дискурса.

Позже еще более упрочился дифференцированный подход к оценке воздействия СМИ на человека. Так, американцы А. Фес- » тингер и Н. Маккаби предложили даже теорию «сопротивления убеждающей коммуникации», полагая, что индивид обладает вы- < сокой защищенностью от такого типа информирования. А Дж. Зел- ' лер указывал на то, что влияние СМИ с увеличением числа со-


 



6 - 4386



общений и интенсификацией коммуникационных связей может спадать, поскольку человек просто не успевает реагировать на этот вал информации. Усиления же их воздействия можно ожидать лишь при согласовании и сходстве позиций коммуникатора и реципи­ента, совпадении характера информации с традициями, архети­пами и культурными нормами реципиента. Так что постепенно ученые пришли к мнению, что СМИ в большей степени усилива­ют мнения граждан, чем изменяют их суждения и тем более пове­дение (О. Киф, С. Патерсон, Д. Макквайл).

В целом влияние СМИ на сознание, расстановку приоритетов, убеждение и поведение граждан зависит от ряда факторов. В пер­вую очередь это факторы социального характера: тип взаимодей­ствия СМИ с государством (предполагающий наличие у них того или иного статуса), наличие (отсутствие) прав по отношению к центрам власти, степень реальной защищенности свободы слова и т.д.; сочетание целей коммуникатора и реципиента (предполага­ющее наличие рациональных основ для общения, потребность в информированности, взаимную заинтересованность коммуника­тора и реципиента в знаниях и т.д.).

Специфическое влияние на эффективность СМИ оказывают и корпоративные критерии их профессиональной деятельности (уни­версальность вещания на территории страны, забота о духе нации, удовлетворение запросов меньшинств, формы вещания, свобода творческих работников и т.д.). В. Дауне как-то заметил, что способ­ность человека сделать осознанный выбор не предполагает всесто­ронней и энциклопедической информированности. Читатели буль­варной прессы подчас осведомлены о главных событиях так же, как и те, кто читает аналитическую, качественную прессу. Поэтому обо­значенные критерии распространяются не только на серьезную, но и на желтую (таблоидную) прессу.

Существуют и внутриорганизационные критерии эффективно­сти СМИ. К ним относятся успешное медиапланирование, про­фессиональное отношение журналистов к теме, своевременная доставка информации потребителям и т.д.

• Согласно теории Э. Роджерса массовой коммуникации нет 'нужды влиять на все население. Важно убедить 5% граждан, представляющих критическую для общества величину. После этого идея, которая последовательно проходит пять этапов в своем общении с реципиентом (внимание, интерес, оценка, принятие, подтверждение), уже самостоятельно, используя структуры межличностного общения, «растекается» по всем уровням социальной и политической системы. И это распро-


странение невозможно остановить. В связи с этим Роджерс вы­деляет несколько категорий граждан: «инноваторы» (способ­ные схватывать идеи на лету), «ранние принимающие» (в ос­новном это лидеры мнений), «раннее большинство» (те, кто раньше основной массы воспринимает новые идеи), «скепти­ки» и «поздние принимающие» (с разной степенью подозре­ния относящиеся к новым представлениям).

Структура СМИ С политической точки зрения наи-

более важной дифференциацией СМИ является их подразделение на

правительственные, оппозиционные и независимые. Выделение этих категорий СМИ позволяет выявить разные, в том числе и проти­воположные задачи, которые постоянно присутствуют на инфор­мационном рынке. В самом общем плане такая структура показы­вает, что никакие, в том числе и правительственные, постановле­ния не обладают монополией в информационном пространстве, ибо существуют силы, намеренно действующие в целях дискредитации и ослабления влияния официальных властей. При этом независимые СМИ могут усиливать как про-, так и антиправительственные на­строения или же занимать самостоятельные позиции, критически оценивая деятельность тех и других сил. Но в любом случае обще­ственное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с раз­нонаправленными информационными потоками, вырабатывая свои оценки и подходы в идейно-конкурентной среде.

Специфический оттенок этой идейной конкуренции придает деятельность центральных и периферийных СМИ. В частности, во многих демократических государствах на местах власть может кон­тролироваться оппозиционными силами и соответствующими СМИ, что нередко выражается в создании информационных ба­рьеров для телетрансляций центральных каналов и препятствий для центральной прессы. При этом в структуре местных СМИ мо­гут отсутствовать свои телеканалы, печатный рынок заполняться только местными изданиями и т.д.

Английский исследователь Дж. Курран предлагает также выде­лять коммерческие СМИ (представляющие частный сектор), граж­данские (отражающие интересы коллективных аудиторий или же всего электората в целом), профессиональные (прежде всего пред­ставляющие мнения профсоюзов), общественно-рыночные (вы­ражающие интересы групп потребителей), СМИ, которые пред­ставляют общие интересы всего социума. Последние охватывают огромную аудиторию, обеспечивают возможность обсуждения об-


щезначимых социальных проблем, позволяют личности соотнести свои позиции с точкой зрения большинства10. Выделение такого рода СМИ демонстрирует ряд проблем, с которым сталкиваются современные государства на информационно-политическом рын­ке. Например, социальные и политические цели деятельности ком­мерческих СМИ нередко приносятся в жертву большому бизнесу. Иначе говоря, финансовый контроль, скрытое или явное влияние рекламодателей и владельцев оставляют в тени общественно зна­чимые проблемы, если их освещение препятствует получению прибыли. Более того, крупные коммерческие медиакланы пыта­ются монополизировать информационное пространство, диктуя властям свои требования.

В более широком контексте деятельность этой категории СМИ можно рассматривать с точки зрения проблемы обеспечения эко­номической самостоятельности средств массовой информации. Как показала практика, не только капитал, но и само государство со­здает экономические условия, принуждающие СМИ к большей политической лояльности, поощряющие и даже вынуждающие их проводить конформистский курс на информационном рынке. Взяв под свой контроль основные источники экономической поддерж­ки СМИ, особенно в условиях острого политического размежева­ния в переходных обществах, государство и капитал практически уничтожают категорию независимых, нейтральных СМИ, лишая людей возможности свободного и неангажированного выбора по­литических позиций.

Отношения капитала и государства, с одной стороны, и об­щества — с другой, демонстрируют и более глубокое противоре­чие, складывающееся между теми, кто владеет СМИ (и потому имеет возможность что-то сказать обществу), и теми, кто хочет слушать радио или телевидение, но слышать и видеть при этом нечто другое. Таким образом, свобода выбора информации для тех, кто ею владеет, не тождественна свободе ее выбора тех, кто ее потребляет.

Структурными элементами СМИ являются и их различные об­разования, использующие специфические методы передачи ин­формации и установления контактов с гражданами. Прежде всего, к ним следует отнести телевидение, радио и печатную прессу.

Телевидениепо праву считается наиболее мощным и эффек­тивным средством массовой информации. Как показывают социо­логические опросы, человек запоминает до 75% видеоинформа­ции. Сила воздействия ТВ складывается из сочетания ряда парамет­ров телепродукции, главный из которых — образность информации,


i


предполагающая акцентирование формы ее подачи зрителю. Со­здаваемый зрительный образ политика или отдельного события обладает целостностью, выразительностью и той реалистичнос­тью, которая рождает искренность восприятия. Такой зрительской реакции способствует и его эмоциональноенаполнение. Придава­емая таким образом человеку или явлению жизненность, реалис­тичность «включает» психологические механизмы сопереживания, усиливающие восприятие информации.

Одновременно телеобраз содержит и претензии на рациональ­ное, рассудительное и даже обобщенное видение происходящего. За каждым конкретным образом скрывается универсальное содер­жание, которое обеспечивает глубину восприятия. Естественно, телепродукция не может обойтись без художественного, эстети­ческого и культурного оформления. Это придает метафорический характер отображаемым явлениям и еще больше усиливает впе­чатление от увиденного.

Наряду с этим у ТВ существуют и чисто технологические при­емы и способы организации видеоматериала, которые помогают повысить емкость информационного сообщения. Например, соче­тание «бегущей строки» и «картинки» или же монтаж разных сю­жетов и образов повышает информационную насыщенность сооб­щений и привлекает еще больше внимания к происходящему на телеэкране. Излишне говорить, что, обладая такими технически­ми возможностями, ТВ стало одним из основных инструментов политических процессов и кампаний (и прежде всего выборов), а также манипулирования сознанием зрителей.

Впервые телевидение было использовано в политических целях в 1958 г. на президентских выборах во Франции. Первым политиком, который выступил по телевидению США, был Дж. Кеннеди, а телешоу-технологии впервые были использова­ны в США в 1992 г., в выборной кампании претендента на пост президента Р. Перро. Приблизительно с середины 1960-х годов телевидение стало непременным участником и, в общем-то, эпицентром организации выборов и проведения плебисцитов. В настоящее время контроль за телерынками (федеральными, ре­гиональными, местными) является важнейшим показателем ус­пешности избирательных кампаний и вообще политического влияния на население. В Российской Федерации в настоящее время не охвачено общероссийским ТВ около 9 тыс. населенных пунктов, где около 2 млн чел. жителей, а еще 5,4 млн наших граждан могут смотреть только одну телепрограмму.


           
 
   
     
 
 

и обобщения прочитанного, а в «желтой» (таблоидной), напро­тив, превалирует развлекательное начало.

Очень большим политическим потенциалом обладает и радио.Его коммуникационные возможности обусловлены высокой опе­ративностью распространения информации, способностью к мо­ментальной, в режиме реального времени передаче сообщений ши­рокой социальной аудитории. Многие люди, даже специально не слушая радио, нередко держат свои приемники включенными. И поэтому, хотя радио несколько статично, оно обладает боль­шим, чем ТВ, и практически безграничным характером распрост­ранения информации.

Учитывая же, что технологически, за счет создания акустичес­ких эффектов, радио способно вызывать широкие ассоциативные образы, применять при освещении событий драматургические при­емы, оно в еще большей степени, нежели другие СМИ, может быть использовано для управления и манипулирования настрое­ниями аудитории. Не случайно М. Маклюэн, учитывая эту способ­ность радио к созданию ситуаций, когда слушатель активно до­мысливает исходную информацию, называл его «горячим кана­лом» (в отличие от ТВ, где зрительское соучастие в происходящем и зрительный образ ставят пределы фантазии и потому оставляют этот канал передачи информации «холодным» для человеческого воображения).

Например, использование в течение нескольких лет будди­стской организацией «Аум сенрике» каналов радиостанции «Маяк» привело к такому росту количества приверженцев рас­пространяемого ею учения, что оно в несколько раз превыси­ло число сторонников этой организации на ее родине. И это тем более удивительно, что наши сограждане знали, что руко­водители этой организации были привлечены у себя в стране к уголовной ответственности за причастность к убийству людей и совершение террористических актов.

Своими коммуникационными особенностями обладает и пе­чатная пресса.Ее главным отличительным признаком служит боль­шая рефлексивность при подаче информации. Печатные продукты ориентированы на индивидуальное освоение информации и пото­му предполагают определенный уровень подготовки читателя, его способность к осмыслению событий. Понятно, что получать ин­формацию из газеты может только тот, кто умеет читать, в то время как для получения сведений с телеэкрана или радиоприем­ника этих навыков не требуется.

Такой подход определяет и сюжетно-тематическую направлен­ность изданий. Серьезная пресса делает упор на аналитичность, глубину освещения событий, предполагая критические суждения


 

Восприятие массовой информации

СМИ, будучи основными распрос­транителями информации в МИКС, служат также основными инструмен­тами воздействия на общественное мнение и даже управления массовыми и групповыми настроениями. Однако тип информаци­онных отношений, который складывается в конкретной МИКС, и эффективность политических коммуникаций государства и об­щества непосредственно зависят от уровня и характера восприя­тия продукции СМИ.

Понятно, что в каждом социуме существуют свои возможнос­ти, стандарты и, наконец, традиции восприятия медиаинформа-ции. Это зависит от многих, не только социальных (состояния об­щественного мнения, наличия гражданских свобод и т.д.), но и чисто технических факторов (суммарных тиражей газет, объема телевещания, оснащенности населения средствами приема инфор­мации).

Например, в России, несмотря на высокий интерес граж­дан к политической информации и высокий образовательный уровень населения, выпуск ежедневных газет явно недостато­чен: в 6 раз меньше, чем в Японии, в 2,5 и 1,5 раза — по сравнению соответственно с Великобританией и Францией. При этом около 30% граждан сегодня вообще не читают газет".

В самом широком плане можно выделить ряд условий и обсто­ятельств, которые, по мнению ученых, в большей степени воз­действуют на восприятие массовой информации. Прежде всего, это субъективныепараметры индивида, так как именно он в ко­нечном счете и является потребителем этих сообщений, а его внут­ренние качества служат своеобразным механизмом отбора посту­пающих сведений о мире политики. Наиболее важным значением обладают следующие из них: тип духовной ориентации людей (сви­детельствующий о степени интереса индивида к ценностным и рефлексивным продуктам); предрасположенность человека к тем или иным способам освоения информации (эмоционально-чув­ственному, рационально-критическому, аналитическому и пр.); уровень духовного развития индивида и его социальных знаний, а также некоторые иные характеристики внутреннего портрета.

Принципиальное значение имеют и параметры текстов СМИ.Здесь первостепенную важность обретают степень полезности ин-


формации для индивида; адекватность сообщений воспринимае­мым человеком событиям (в том числе и на основе информации, полученной из других источников); пристрастность диагностики событий; семантическая доступность текста; трудность восприя­тия текста; ясность изложения проблемы; авторитет и репутация конкретного СМИ и др.

Третьим существеннейшим фактором, влияющим на восприя­тие информации СМИ, выступает исторический и ситуативный кон­текст,та конкретная ситуация, в рамках которой и складывается коммуникация между человеком и СМИ. В данном случае определя­ющими факторами выступают характер сложившейся политико-ду­ховной атмосферы, влияние внешней (микро)групповой среды, сте­пень независимости индивида от внешнего влияния и др.

Таким образом, человек при восприятии информации может ориентироваться либо на ее источник, либо на коммуникатора, либо на собственные приоритеты, либо на содержание самого со­общения. Но, как показала практика, в любом случае степень вос­приятия информации СМИ в конечном счете будет зависеть от того, насколько совпадают ценностно-смысловые структуры ком­муникатора и реципиента, а также их оперативные (рационально выбранные) планы. Чем выше уровень таких совпадений, тем эф­фективнее восприятие массовой информации.

В каждом обществе существует довольно пестрая, дифферен­цированная картина восприятия массовых сообщений, распрост­раняемых СМИ. Наряду с общесоциальными показателями эффек­тивности восприятия массовой информации в МИКС существуют различные групповые формы и способы взаимодействия со СМИ, что отражается в разных по степени эффективности способах вос­приятия медиаинформации.

Основываясь на различных показателях, ученые определили уровни эффективности восприятия массовой информации и соот­ветствующие типы политических коммуникаций. Так, венгерский теоретик А. У. Хараш выделяет следующие уровни восприятия мас­совой информации:

■ нулевой (не расслышал, не рассмотрел);

■ уровень идентификации канала передачи информации;

■ распознавание речи (языка), интонации сообщения, экс­
прессивного плана речи;

■ понимание слов (словосочетаний) и их индивидуальная ин­
терпретация;

■ понимание целей коммуникации (социального значения
информации);


■ понимание образов, закодированных в сообщениях (прово­цирующие личностные смыслы, оценивание, переживания).

Названные уровни восприятия медиаинформации помогают определить критерии регулирования рынка МИКС, сознательно усиливать или ослаблять воздействие СМИ на общественное мне­ние.

По данным социологических исследований, в российском обществе лишь 12—14% населения страны обладают навыками адекватного восприятия общественно-политической информа­ции СМИ; 20—30% — только частично адекватными навыка­ми; 30—35% — неадекватными; 18-25% действуют по установ­ке (т.е. интерпретируют сообщения в соответствии с заранее сформулированной установкой), а 5% вообще не желают всту­пать в коммуникацию с общественно-политическими целями12.

Проблемы в деятельности СМИ в современном мире

Развитие СМИ рождает политичес­кие проблемы в информационном пространстве. Как уже отмечалось, в современном мире качественное

возрастание роли СМИ и включение медиасобственников в струк­туры власти приводит, по мнению ряда ученых, к установлению медиакратии, или такой формы капитализма, «где политики за­висят, а то и неотличимы от держателей экономической власти, вырастающей из контроля над СМИ и культурным производством», в котором «традиционные барьеры, разделяющие политическую и культурную власть, исчезают»13. СМИ стали центральным элемен­том выборов и чем дальше, тем больше усиливают свои позиции в электоральном пространстве.

Сегодня на стенах офисов кандидатов наряду с электораль­ными картами, на которых обозначены уязвимые социальные группы, добавились карты размещения основных медийных рынков. Такие карты демонстрируют, где следует появиться кан­дидату, какие территории наиболее близки к внутренним те­левизионным центрам, где удобнее снимать репортажи со «сво­им» кандидатом, и т.д. СМИ изменили не только электораль­ные процессы, технологии, но и людей, участвующих в выборах. Решающую роль в избирательных штабах играют специалисты по организации взаимодействия со СМИ, на плечи которых ложится основная тяжесть работы с массовым корпусом изби­рателей.


                   
 
   
     
       
 
 
 
 
   


Возрастание роли СМИ гражданского сектора свидетельствует об усилении развлекательных установок, поверхностности их ин­формационной политики, отсутствии в их работе аналитических подходов. В результате люди читают больше, но понимают в поли­тике меньше. И еще меньше в их сознании формируется критичес­ких оценок. Такое нарастание конформизма неразрывно связано со стремлением отдельных СМИ добиться монопольного положе­ния в сфере формирования вкусов, влияния на процесс осознава-ния людьми структуры своих интересов. В немалой степени этому способствует так называемый новостной тип информирования: свойственная ему эклектическая подача новостей формирует дис­кретность и мозаичность восприятия политического мира, ведет к отсутствию необходимых социальных приоритетов. В результате та­кой информационной политики сужаются возможности для выра­ботки у людей четких политических предпочтений.

Серьезной политической проблемой сегодня является и цензу­рирование материалов СМИ. С одной стороны, в конституциях демократических государств цензура запрещается как средство кон­троля информации, орудие политического произвола, используе­мое для оправдания репрессий в отношении политических сопер­ников, но с другой — существуют проблемы обеспечения государ­ственной безопасности, обусловливающие необходимость исключения определенных дебатов из общественного дискурса, отбора информационных сообщений, повышения ответственнос­ти СМИ.

Существенной проблемой современного этапа политического развития является то, что деятельность многих СМИ (в основном занимающихся «разоблачительной» журналистикой и доводящих до общественного мнения сведения об аферах, теневой жизни по­литиков) зачастую торпедирует общественную мораль. Практику­емый ими стиль критики оппонентов нередко нарушает принятые в обществе приличия, а иногда и правовые ограничения. Чтобы снять такого рода конфликты и предотвратить социальные тре­ния, разжигание национальной розни и прочие негативные по­следствия действий журналистов, в демократических государствах принимаются законы о СМИ, регламентирующие их деятельность и устанавливающие строгие ограничения на распространение пуб­личного слова.

Серьезные проблемы в ряде стран создает деятельность зару­бежных СМИ. В настоящее время основные информационные по­токи в мире контролируются интернациональными центрами (13 стран-доноров дают 90% информационного продукта). Массовый информационный продукт сегодня подчас противоречит некото-


рым отечественным традициям и отношениям. Крушени ных традиций нередко интерпретируется отдельными пол кими силами как фактор культурной и политической агтх «засилия Запада», иностранного проникновения, увеличивак го зависимость правящего политического режима.

Если оставить в стороне такого рода политические спекулх ции, то можно увидеть проблему распространения массовой куль­туры, которая захлестывает многие не готовые к ее стандартам слои и целые общества. Наряду с усилением и даже повышением некоторых культурных стандартов (особенно в сфере потребле­ния) благодаря ей человек политический становится человеком толпы, действующим по принципу «как все», стремящимся не понимать, а действовать. Таким образом, политические силы дол­жны найти способы адаптироваться к этой интернационализации массовых коммуникаций, сохранив при этом культурную специ­фику своего общества.

Возникающие сегодня политические проблемы показывают, что свобода СМИ не абсолютна. СМИ — и передатчики обще­ственных интересов, и творцы политики. Но высшим критерием их деятельности, высшим благом, которое необходимо защищать вне зависимости от собственных политических предпочтений, дол­жны стать интересы всего общества, представляющего собой не­разрывную часть мирового сообщества. Именно этому должны слу­жить разнообразные информационные тактики и стратегии. В этом смысле в их деятельность следует вмешиваться правительству, чтобы сохранить эти приоритеты и ценности, предотвратить разруши­тельные последствия деятельности масс-медиа, пытающихся мо­нополизировать информационное и политическое пространства.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и отличительные черты массовой информационно-коммуникационной системы | Общественное мнение


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.511 сек.