Поскольку сердцем современного видеоадаптера является графический процессор, имеющий собственную систему команд, эффективное использование возможностей ЗD -ускорителя подразумевает понимание такой системы команд прикладными программами. Однако при широкой номенклатуре графических процессоров нельзя написать программу, которая бы одинаково эффективно работала с любой системой команд любого графического процессора. Поэтому и разработчики программ, и создатели графических процессоров нуждаются в универсальной «прокладке», обеспечивающей преобразование запросов программы в последовательность команд ЗD -ускорителя и программную реализацию отсутствующих в графическом процессоре аппаратных блоков. Роль такой «прокладки» играют специализированные прикладные программные библиотеки, или интерфейсы прикладного программирования (API — Application Program Interface). Использование API позволяет разработчикам программ делать их универсальными, абстрагируясь от низкоуровневых команд конкретного графического процессора. В настоящее время подавляющее большинство прикладных программ, работающих с трехмерными объектами, опираются на одну из двух типовых библиотек — OpenGL или DirectX.
OpenGL
Видеосистема ПК
В 1982 г. фирма Silicon Graphics в рабочей станции Silicon IRIS реализовала конвейер рендеринга, опирающийся на систему команд графической библиотеки IRIS GL. На основе библиотеки IRIS GL в 1992 г. был разработан и утвержден графический стандарт OpenGL (Open Graphics Library — открытая графическая библиотека). Программы, написанные с помощью OpenGL, можно переносить практически на любые платформы, будь то персональный компьютер или графическая станция, получая при этом одинаковый результат. Базовый набор OpenGL включает в себя около 150 различных команд, с помощью которых реализуют основные функции: определение объектов, указание их местоположения в трехмерном пространстве, установку других параметров (поворот, масштаб), изменение свойств объектов (цвет, текстура, материал), положение наблюдателя. Дополнительные библиотеки OpenGL (расширения) реализуют функции, отсутствующие в стандартной библиотеке. Например, библиотека GLAUX разработана фирмой Microsoft для применения OpenGL в операционной среде Windows. Разработчики видеоадаптеров создают собственные расширения OpenGL, учитывающие возможности конкретного графического процессора.