Видеосистема ПК
Бурное развитие и внедрение в качестве стандарта де-факто графического пользовательского интерфейса операционных систем, прикладных и игровых программ стало стимулом для разработки нового поколения видеоадаптеров, которые принято называть «графическими ускорителями». Обычно под этим понятием подразумевают, что многие графические функции выполняются в самом видеоадаптере на аппаратном уровне, благодаря чему высвобождаются ресурсы центрального процессора для выполнения других задач. Так как эти функции связаны с рисованием графических примитивов (линий, дуг, окружностей и прочих фигур), закраской цветом участков изображения, то есть с обработкой «плоской» графики в двух измерениях, то такие ускорители получили обозначение 2D-видеоадаптеров.

Трехмерные ускорители (ЗD-видеоадаптеры) из разряда экзотического профессионального «железа» перешли в массовый сектор благодаря опять же новым программам, прежде всего игровым, потребовавшим обсчета и построения проекций трехмерных (объемных) объектов на экране монитора в режиме реального времени. Поначалу ЗD-ускорители выпускались в виде отдельных плат расширения (здесь фактическим монополистом был графический ускоритель Voodoo Graphics фирмы 3Dfx), работавших параллельно с 2D-видеоадаптером. Сейчас выпускаются комбинированные 2D/3D устройства, реализованные в одной микросхеме или на единой плате видеоускорителя