Цель изучения данной дисциплины является усвоение методику анализа технического и организационного уровня производства, а также анализа размеров предприятия, его специализации, уровня интенсивности и экономической эффективности интенсификации производства.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
1. Изучение систему показателей определяющих технический уровень производства.
2. Раскрыть основные и косвенные показатели, определяющие организационный уровень производства и определить общий уровень организационно-технического уровня производства.
3. Исследовать уровень интенсивности производства и экономическую эффективность интенсификации производства.
УМК включает перечень задач по темам курса «Методы оценки технического и организационного уровня машиностроения», к которым целесообразно приступать только после изучения соответствующей темы курса и проработки аналогичных заданий с преподавателем на практическом занятии.
После каждой темы преподаватель предложит контрольные вопросы, ответить на которые можно при ознакомлении с лекционным материалом, а в ряде случаев с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем.
Тесты и вопросы к экзамену не вызовут затруднений, если студент прослушал лекцию, а так же ознакомился с рекомендованной преподавателем литературой.
Перечень литературы включает в себя основную литературу. Как правило, это учебная литература. Кроме того, в перечень включена дополнительная литература - это научная литература. В процессе изучения дисциплины преподаватель рекомендует слушателям по конкретным вопросам тот или иной источник, давая свои комментарии по поводу характера и содержания излагаемого материала.
При изучении данной темы раскрываются следующие вопросы:
Какие показатели характеризуют технико-организационный уровень производства?
2. Охарактеризуйте систему показателей оценки экономической эффективности мероприятий по техническому и организационному развитию производства.
3. Какие показатели отражают уровень специализации и кооперирования производства?
4. Что включает в себя анализ длительности и структуры производственного цикла?
5. Какими показателями характеризуется организация обслуживания и обеспечения производства?
6. В чем отличие интенсивных и экстенсивных факторов экономического развития организации?
7. Какие направления включает интенсивное развитие производства?
8. Что понимают под экстенсивным развитием производства?
10. Назовите основные пути повышения эффективности использования материальных ресурсов.
11. Как связаны оценки долей влияния интенсивного и экстенсивного использования ресурсов на 100% прироста объема производства товаров?
12. В каком порядке рассчитываются показатели интенсификации?
13. Каким образом оценивается комплексная интенсификация?
14. Какими показателями характеризуют состав, структуру и движение основных средств?
15. Как оценивается экономия основных средств за период?
16. Что включает характеристика изношенности основных средств организации?
17. Как определяется средний возраст оборудования?
18. Как оценивается техническое состояние машин и оборудования?
19. Что входит в состав наличного оборудования?
20. Какими коэффициентами характеризуется степень использования оборудования?
21. Какие характеристики экстенсивного использования оборудования используются организациями?
22. Какие значения может принимать коэффициент интенсивной нагрузки оборудования?
23. В чем заключается факторный анализ влияния эффективности использования оборудования на изменение объем производства товаров?
24. Какие факторы, влияющие на фондоотдачу, относят к факторам первого порядка (важнейшим)?
25. Что понимают под факторами изменения фондоотдачи второго порядка?
26. Каким образом осуществляется анализ изменения фондоотдачи под влиянием изменения структуры основных средств и загрузки оборудования?
27. Как определить уровень влияния основных средств на объем производства товаров?
28. Как осуществляется факторный анализ влияния изменения объемов производства отдельных товаров на фондоотдачу?
29. Как оценивается влияние изменения среднегодовой стоимости основных средств и объема производства товаров на фондоемкость?
30. Какими показателями оценивается средняя численность работающих и движение рабочей силы?
31. Что такое «баланс рабочего времени» и чем он характеризуется, что характеризует анализ баланса рабочего времени?
32. Каким образом классифицируются потери рабочего времени?
33. Как осуществляется анализ использования календарного времени?
34. Что показывает анализ использования фонда рабочего времени одного работающего?
35. Что включают резервы роста производительности труда?
36. Как оценить влияние на производительность труда среднесписочной численности работающих и объема производства товаров?
37. Каким образом осуществляется анализ влияния темпов роста среднесписочной численности работающих и объема производства товаров на производительность труда одного работника?
38. Как оценивается влияние на производительность труда изменение доли отдельных видов товаров в общей структуре производства товаров?
39. Как оценить изменение производительности труда за счет изменения темпов роста численности различных групп работников?
40 Каким методом можно провести анализ влияния использования труда рабочих на объем производства товаров?
41. Каким образом проводится анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на годовую производительность труда рабочего?
42. Какими показателями оценивается степень обеспечения организации материальными ресурсами?
43. Как осуществляется анализ покрытия потребности организации в материалах за счет внутренних и внешних источников?
44. Как оценивается эффективность договорной работы организации в прошедшем периоде?
45. Как осуществляется анализ удовлетворения планов производства товара в поставках материальных ресурсов?
46. Какими показателями оценивается запас материальных ресурсов организации и их оборачиваемость?
47. Как оценить влияние изменения затрат на материальные ресурсы и материалоемкости на объем производства товаров?
48. Как определить экономию материальных ресурсов?
49. Какие факторы влияют на изменение норм расхода материалов по изделию?
При изучении вопросов студенты должны усвоить систему показателей характеризующих размеры предприятия, производства в нем и определяющих специализацию его.
В системе показателей выделяют основные показатели – объем товарной и валовой продукции, наличие среднегодовой численности работников и косвенные показатели – наличие среднегодовой стоимости основных и оборотных средств, производственных мощностей и производственных площадей.
В ходе изучения следующих вопросов студенты должны понять, что процесс интенсификации представляет собой дополнительные вложения труда и средств в единицу производственной мощности или производственной площади с целью получения наибольшего количества продукции с единицы производственной мощности или производственной площади.
Основными показателями, характеризующими уровень интенсивности производства являются – фондовооруженность, энерговооруженность, фондообеспеченность и энергообеспеченность.
Эффективность процесса интенсификации подтверждается производительностью труда, фондоотдачей, получением валовой или товарной продукции на единицу производственной мощности или производственной площади, уровень затрат на 1 руб. произведенной продукции или полученной выручки и рентабельностью производства.
Развернутая характеристика вопросов содержится в контенте по данной теме.
Рекомендуемая литература
1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Гиляровская Л.Т, Д.В.Лысенко, Д.А.Ендовицкий. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для студентов вузов. Глава 5, стр. 129-146, М. : Проспект : [Велби], 2007.
3. Орлова Т. М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности. Учебное пособие. Модуль 1, стр. 6-18, М.: КНОРУС, 2010.