Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды
Вопросы для самопроверки
1. В чем выражается влияние внешних эффектов на рыночный обмен?
2. Каковы причины возникновения внешних эффектов?
3. В чем сущность интернализации внешних эффектов?
4. В чем сущность теоремы Коуза?
5. Каковы примеры практического применения теории внешних эффектов?
Вопросы для обсуждения
1. Можно ли утверждать, что предельная общественная выгода уменьшения загрязнения в густонаселенных районах выше, чем в малонаселенных?
2. Как правительственная политика, направленная на борьбу с загрязнениями, влияет на занятость и цены продукции в отраслях, где эта политика осуществляется?
3. Можно ли на основании теории внешних эффектов объяснить более быстрый рост сферы услуг по сравнению с промышленностью?
Задачи и тесты
1. Важная экономическая функция прав собственности:
а) упорядочивать социальные взаимодействия;
б) давать стимулы для превращения внешних эффектов во внутренние;
в) снижать потери граждан от внешних эффектов.
2. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица несут издержки:
а) да; б) нет.
3. При положительном внешнем эффекте третьи лица получают полезность:
а) да; б) нет.
4. Введение корректирующего налога оказывает понижающее воздействие на цены:
а) да; б) нет.
5. Продажа лицензий на право загрязнений окружающей среды определенным количеством выбросов способствует их сокращению:
а) да; б) нет.
6. Предельные общественные издержки равны:
а) ущербу, наносимому третьим лицам;
б) дополнительным внешним издержкам;
в) сумме индивидуальных и внешних предельных издержек;
г) совокупной полезности.
7. Корректирующая субсидия:
а) повышает цену продукта;
б) понижает обмен выпуска;
в) трансформирует внешний эффект во внутренний.
9. Преимущества рынка прав на загрязнение перед законодательным установлением стандартом по вредным выбросам связывается с тем, что такой рынок позволяет сократить загрязнение, прежде всего, тех источников, у которых издержки по устранению выбросов являются наименьшими:
а) да; б) нет.
10. Вблизи поселка расположен аэропорт. Ежесуточно выполняется 10 рейсов. В связи с расширением потока пассажиров руководство аэропорта собирается ввести 11-й рейс в сутки, который в связи с ограниченной пропускной способностью аэропорта может осуществляться лишь поздно вечером. Введение дополнительного рейса принесет валовой доход аэропорту в размере 1500 ден.ед. в день, при этом издержки на его организацию составят для аэропорта 1000 ден.ед. в день. Однако вечерний рейс причинит серьезные неудобства обитателям поселка, негативно сказываясь на их отдыхе и, следовательно, на их производительности. Уменьшение производительности обитателей поселка на своих рабочих местах приведет к снижению их совокупного дохода на 800 ден.ед. в день. Будет ли организован 11-й рейс в сутки, если учесть, что:
а) жители обладают правом на запрещение полетов над поселком;
б) аэропорт обладает правом на беспрепятственную организацию полетов?
Литература
1. Современная политическая экономия. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005.
2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Нуреев Р.М. курс микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.
5. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.