Сектор обеспечивающих информационных систем содержит части:
• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую информационную технику приобретать, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система, и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;
подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
непосредственный — к хранилищу информации на бумажных носителях;
дистанционный — к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Среди фирм, занимающихся производством и торговлей информационными продуктами, могут быть названы:
Lexis-Nexis;
Bell & Howell Information and Learning;
Dow Johns.
Дадим краткую характеристику услуг, предоставляемых первыми двумя фирмами. Информацию о деятельности заинтересованный читатель может найти на ее сайте по адресу www.dowjons.com.
Lexis-Nexis
Основные характеристики фирмы Lexis-Nexis:
объем базы данных около 23 Тбайт — это более одного миллиарда документов;
18 600 информационных источников. Свыше 13 600 полнотекстовых источников информации ключая крупнейшие журналы и газеты (New York Times, Washington Post, Newsweek, Financial Times и др.);
более 140 информационных агентств (CNN, Agence France Presse, Associated Press, Bloomberg, Business Wire, ITAR-TASS, UPI, Economist Intelligence Unit, Sports Wires);
данные о десятках миллионов компаний во всем мире — базы Dun&Bradstreet, Standard&Poor, Disclosure, Hoppenstedt, Credireform и др.;
финансовые отчеты компаний и информация о рынках во всем мире — Investext, Market Research Reports, Predicast, ABI/Inform, ICC, UMI, Country Forecasts, Market Insight и др.;
законодательство, судебные дела, договоры, юридическая информация по различным странам и регионам (США, страны ЕС, Канада, Китай, Россия и пр.).
Распределение баз данных по тематике:
10% — потребительский рынок;
12% — законодательство;
19% — наука и техника;
26%-другие;
33% — бизнес.
Более 50 лет UMI (University of Microfilm International) обеспечивает библиотеки многих стран мира материалами. Применяя новейшие информационные технологии, она удовлетворяет информационные запросы различных организаций, предлагая широкий спектр традиционных и электронных продуктов и услуг:
реферативные и полнотекстовые базы данных на CD-ROM;
диссертации. UMI дает возможность обеспечить тезисами и диссертациями, выносившимися на обсуждение практически во всех университетах СевернойАмерики. Любую из диссертаций можно получить, приобретя ксерокопию,микроафишу или фильм; сериальные издания на микрофильмах. UMI начала использовать микрофильмыв 1938 году, собрав с тех пор 18 000 названий периодических изданий и 7000газет, включая многие такие, которые недоступны из других источников;
репринтные издания;
собрания исследований.
Реферативные и полнотекстовые базы данных на CD-ROM включают в себя:
• базы данных, содержащие указатели и рефераты статей:
о ABI/INFORM Ondisc — основные периодические издания по бизнесу и проблемам управления;
о INSPEC Ondisc — реферативная база данных по физике, электронике и компьютерным технологиям;
о Periodical Abstracts Ondisc — охватывает основные реферативные издания по всем направлениям, включая социальные и гуманитарные науки, бизнес, общеобразовательные дисциплины, спорт;
U MI располагает коллекцией из более 500 собраний исследований, каждое иэ которых содержит исторические справочные материалы о знаменитых ученых и событиях почти по каждому направлению академических исследований.
UMI обеспечивает доставку материалов. Этим занимается отдел компании UMI I nfoStore. Коллекция периодических изданий UMI InfoStore охватывает все направления науки, техники, бизнеса и содержит большое количество журналов другой тематики. Любой документ из этого хранилища может быть извлечен за 24 часа и доставлен.
К настоящему моменту UMI объединилась с информационной компанией Bell & Howell. Web-страничка данной фирмы представлена на рис. 12.16.