Пятидесятые годы двадцатого столетия характеризуются широким и глубоким внедрением в экономическую практику концепции маркетинга. Ее девизом стало: производить то, что продается, а не подавать то, что производится. Маркетинг основной упор во всей рыночной деятельности переносит на эффективное удовлетворение потребностей. Одним из основных элементов комплекса маркетинга является так называемая система маркетинговых коммуникаций (СМК).
Систему маркетинговых: коммуникацийв наиболее общем виде можно определить как единый комплекс, объединяющий участников, каналы и приемы коммуникаций организации, направленный на установление и поддержание определенных, запланированных этой организацией взаимоотношений с адресатами коммуникаций в рамках достижения ее маркетинговых целей.
Основные цели функционирования системы маркетинговых коммуникаций:
Общефирменные цели (обеспечение устойчивого положения фирмы на рынке, осуществление стратегии ее роста, а также максимизация прибыли, т.е. показатели достижения целей этого уровня находятсяв сферефинансов.
Маркетинговые цели реализуются в сфере покупательского поведения потребителя (увеличение количества покупателей (расширение рынка), увеличение размера средней покупки, выход на качественно новые рынки (географические, новые сегменты и т.п.), позиционирование фирмы на конкретном рынке, перепозиционирование и др.
Коммуникационные целив сфере психологии потребителей (призваны формировать определенные психологические установки, которыеспособствовали бы достижению маркетинговых целей коммуникатора).
Система маркетинговых коммуникаций может быть представлена как совокупность средств, которые условно поделим на две группы: основные и синтетические.
К основным средствам маркетинговых коммуникаций могут быть отнесены:
• реклама;
• прямой маркетинг (в том числе персональные продажи);
• интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи (ИМКМП).
Прямой маркетинг (директ-маркетинг, ДМ.) представляет собой непосредственное(при отсутствии промежуточных звеньев) интерактивное взаимодействие продавца/производителя и потребителя в процессе продажи конкретно товара.
Планируемой ответной реакцией коммуникации директ-маркетинга является непосредственная покупка товара.
Среди основных коммуникационных целей, эффективно достигаемых посредством средств ДМ необходимо назвать:
1) привлечение внимания получателя;
2) удержание потребителя в сфере воздействия коммуникатора;
3) развитие долговременных личностных отношений с получателем;
4) стимулирование акта покупки и создание предпосылок многочисленных повторных покупок;
5) в некоторых случаях — изучение реакции потребителя на тот или иной товар (возможность непосредственного получения ценной маркетинговой информации).
Основные формы прямого маркетинга:
• личная (персональная) продажа;
• директ-мейл-маркетинг;
• каталог-маркетинг;
• телефон-маркетинг;
• телемаркетинг;
• Интернет-маркетинг, использование в качестве канала коммуникации средств компьютерной связи.
Личная, или персональная, продажапредставляет собой устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи.
Персональная продажа может рассматриваться в двух основных аспектах: с одной стороны, — это средство налаживания планируемых взаимоотношений с покупателем; с другой — это непосредственное осуществление сбытовых операций.
Остановимся более подробно на коммуникационных особенностях личной продажи:
- имеет непосредственный, прямой характер отношений "продавец — покупатель";
- наличие двусторонней связи, диалоговый режим общения позволяет гибко реагировать на запросы потребителя;
- личностный характер персональной продажи позволяет установить долговременные личные отношения между продавцом и покупателем;
- предполагает определенную реакцию со стороны покупателя (если рекламную листовку можно выбросить, даже не прочитав, купоном на предоставление скидки не воспользоваться, то прямое обращение требует от покупателя высказать свое отношение в ответ на предложение о продаже. Если такое предложение сделано достаточно умело, то ответить "нет" иногда довольно трудно);
- это единственный вид коммуникаций, непосредственно заканчивающийся покупкой товара;
- личная продажа — наиболее дорогостоящий (в расчете на один контакт) тип коммуникаций.
В организационном плане персональная продажа может принимать следующие формы:
1. Торговый агент в процессе личной продажи контактирует с одним покупателем.
2. Торговый агент контактирует с группой потребителей.
3. Группа сбыта продавца контактирует с группой представителей покупателя.