Гарнитура шрифта представляет собой набор символов определенного рисунка, включающий в себя все необходимые размеры, варианты начертания и насыщенность.
Существуют два основных вида шрифтов: обыкновенные (с засечками) и рубленые (без засечек). Обыкновенные шрифты (Serif) содержат в контурах литер тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Контуры рубленых шрифтов (Sans Serif) засечек не содержат. Ниже приведены некоторые из распространенных шрифтов:
Обыкновенные шрифты
Рубленые шрифты
Peterburg (Петербург)
Journal Sans (Журнальный)
Baltica (Балтика)
Futuris (Футурис)
Bodoni (Ьодопп)
Helvetica (Гельветика)
Начертание
Кроме нормального (светлого прямого) начертание бывает полужирное, курсивное и полужирное курсивное, а также наклонное (в отличие от курсивного, имитирующего рукописный текст, наклонное представляет собой буквы нормального начертания, наклоненные вправо), сжатое, растянутое, сверхтонкое и жирное.
Кегль
Кегль – это размер шрифта. Он измеряется в пунктах. Эта единица измерения пришла к нам из времен докомпьютерного набора. В отечественной системе набора пункт равен 0,376 мм, а в англо-американской типометрической системе – 0,353 мм. Интересно, что и сейчас некоторые компьютерные шрифты базируются на пункте, равном 0,353 мм – при распечатке они выглядят мельче, Основные кегли имеют собственные названия:
3 – Бриллиант
10 – Корпус
4 – Диамант
12 – Цицеро
5 – Перл
14 – Миттель
6 – Нонпарель
16 – Терция
7 – Миньон
18 – Двойной боргес
8 – Петит
20 – Текст
9 – Боргес
При выборе размера шрифта необходимо учитывать возраст читателя, общее художественное оформление издания, ограничения в объеме книги, эстетическое восприятие текста. Для верстки учебных пособий или книг для детей существуют четкие правила, которых необходимо придерживаться (см. Приложение 2). Однако в подавляющем числе случаев вы сами можете выбирать размер шрифта. Важно только, чтобы все элементы книги (основной текст, текстовые выделения, сноски, приложения и т. п.) хорошо читались. Кроме того, необходимо учитывать возможности конкретной типографии, в которой будет производиться печать издания.