Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
$ Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
$Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
$Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
В педагогике термин "система" используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, мы говорили о том, что педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога — это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогических образований. Например, мы работаем в системе образования, в системе профтсхобразования. Оба случая употребления термина "система" имеют общие признаки.
$Признаки педагогической системы
Скажем, необходимо провести профориентациокную работу среду учащихся школ с целью оказания им помощи в выборе профессии. Педагог мысленно собирает факторы, влияющие на выбор (семья, класс, средства массовой информации, улица с подростковыми неформальными образованиями, психологические возможности самого подростка, особенности производства и учебных заведений региона и т. д.). Каждый из этих факторов, которые впредь мы будем называть компонентами, следует использовать для оказания реальной помощи учащемуся, соизмеряя его желания с возможностями их удовлетворения. Для построения системы профориентации все факторы важны. В этом состоит первый признак педагогической системы: для ее создания необходима полнота компонентов, причастных к достижению цели.
Второй признак подсистемы — наличие связей и зависимостей между компонентами. Проектируя системы, педагог подходит к этому процессу примерно так, как инженер к созданию машины, где каждая деталь служит для обеспечения условий действия другой. Посредством установления таких зависимостей в системе профориентации, например, можно ликвидировать противоречия, углубить изучение возможностей самого учащегося, ослабить или усилить влияние на выбор учащимся профессии тех или иных факторов и т. д. Именно связи и отношения делают из набора компонентов систему.
Третьим признаком системы является наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов. Таким ведущим звеном в системе профориентации должен стать сам учащийся, его способности, склонности и другие возможности. К сожалению, чаще мы создаем профориентационные системы на основе другой ведущей идеи — обеспечить плановый набор учащихся в ПТУ На это направляем все факторы, связи. До какой-то степени система работает. Но на определенной ступени неэффективность созданной системы проявляет себя: учащиеся без интереса осваивают профессию, стремятся ее сменить, не закрепляются на рабочих местах и т. д.
Наконец, четвертым признаком системы становится появление у ее компонентов общих качеств. В системе профориентации такими могут стать устойчивая результативность, отношение к ней педагогов, подростков, их родителей, производственников и др.
Педагогические системы как объекты проектирования — это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в системы входят люди — педагоги и учащиеся; материально-технические предметы — ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа , внутреннее строение, возможности — все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет собой системное образование.
Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания, профсоюзной работы и др. Этих систем много.
К системам средней величины относятся системы деятельности училища в целом, его работы с семьями учащихся, предприятием, предпринимателем и т. п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.
К большим педсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят, помимо школ и училищ, учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.
Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республики в целом.
К особым системам относятся наш воспитанник и мы сами. В нас проектируется то, что воспитывается в училище, дома, а затем используется как цель для проектирования других систем, "внеличностных" по характеру.
Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов. Так, суперсистема профессионально-технического образования включает в себя: цели развития, принципы построения и деятельности, содержание образования будущих рабочих, педагогический процесс, участников — учащихся, педагогов, родителей, производственников, их права и обязанности, подсистему управления, материально-техническое, учебно-методическое, научное, финансово-юридическое обеспечение. Для создания малой системы профориентации необходимы такие компоненты, как цели профориентации в условиях данной школы или ПТУ, принципы создания системы, информационное обеспечение, научная диагностика, кадры, осуществляющие работу, материально-техническое обеспечение и сами учащиеся.
Знание компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов. Приход ЭВМ в образование резко улучшит системообразование.
$Педсистемы — это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:
§ они всегда имеют цель — развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;
§ ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);
§ любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
С какими конкретно педагогическими системами имеет дело инженер-педагог? Фактически с любыми. Действительно, системы образования республики, региона, области, города, района, определяют, направляют деятельность более узких систем— ПТУ, школы. Те, в свою очередь, влияют на системы профессиональной подготовки учащихся, их эстетического воспитания, деятельности учебной группы и отдельного учащегося и педагога. По сути, все педагогические системы между собой связаны и взаимозависимы. Вот почему, работая в ПТУ, надо знать степень своей свободы и зависимости от тех систем, в которые оно входит.
В рамках систем создаются педпроцессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.
Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Здесь к месту вспомнить его определение в той части, которая касается проектирования.
$Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
В суперсистеме образования страны или области проводятся съезды, слеты, конференции, олимпиады, смотры, заседания, "круглые столы", педчтения, выпускаются газеты или педагогические страницы в них и т. д. В средних и малых системах проектируется еще больше педпроцессов. Мы уже рассматривали урок, беседу, экскурсию, экзамен .и т. д. Педпроцессы в больших системах нередко строятся для организации взаимодействия самих педагогов, педагогов и представителей науки, культуры или управления. В малых же системах педпроцессы всегда обеспечивают взаимодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой.