Основной задачей экономики является рациональное ведение хозяйства, рациональная деятельность (economizing), т.е. распределение ограниченных ресурсов для достижения поставленных целей. Вследствие ограничения ресурсов приходится выбирать тот или иной вариант их использования. К задачам, связанным с рациональным ведением хозяйства относят, например, распределение дохода на цели потребления и сбережения, распределения общей суммы расходов на потребление между различными видами товаров и услуг.
Экономика в целом представляет собой совокупность определенных институтов, каждый из которых решает стоящую перед ним задачу рационального ведения хозяйства. В число таких институтов входят:
Потребители (домашние хозяйства): отдельные лица или группы лиц с общим доходом, расходуемым на потребление.
Фирмы: предприятия (единоличная собственность, аукционная общества), производящие товары и услуги.
Профессиональные союзы: группы людей, работающих по найму, организованные для того, чтобы заключать с предпринимателями коллективные договоры или выполнение определенных задач.
Правительственные организации: политические учреждения часто обладающие важными экономическими функциями.
Экономику можно рассматривать как науку о применении методов рациональной деятельности хозяйственных институтов. Таким образом, экономическая наука рассматривает распределение ограниченных ресурсов в домашнем хозяйстве, фирме и в ряде других институтов.
Следовательно, для всех перечисленных институтов может быть указана функция цели, средства (инструмент) управления, ограничения на ресурсы и нормативные правила, регулирующие, например, распределение дохода между товарами и услугами.
Поведение потребителя, рассматриваемое с точки зрения рационального ведения хозяйства, математически выражается в выборе некоторой точки из пространства товаров. Под товаром будем понимать некоторое благо или услугу, поступившие в продажу в определенное время в определенном месте. Предположим, существует конечное число наличных товаров n, количества каждого из них, потребленные потребителем, характеризуются набором товаров x
, (2.1)
где , j=- количество j-го блага приобретенного некоторым потребителем.
С целью упрощения будем считать, что может быть куплено любое неотрицательное количество блага (товара). Тогда все возможные наборы товаров являются векторами пространства товаров , т. е. , =.
Т.о, С- неотрицательный ортант в -мерном пространстве (замкнутое и выпуклое множество).