Нужно воспользоваться модулем Math (подключить его в разделе Uses), содержащем функцию Power ( X, Y: Extended ): Extended;
Эта функция возводит X в степень Y.
Exp(X) - это экспонента от некоторого числа, т.е. число "е" в степени Х.
Пример:
var
Z: Real;
begin
Z:= Power(0.25, 0.5); {Z:=0.5}
end;
Условная инструкция обеспечивает выполнение или невыполнение некоторых инструкций в зависимости от соблюдения определенных условий. Условная инструкция предназначена для организации ветвления программы на два направления. Условная инструкция имеет формат:
if <Условие> then <Инструкция1> else <Инструкция2>;
Условие представляет собой выражение логического типа. Инструкция работает следующим образом: если Условие истинно (имеет значение True), то выполняется Инструкция 1, в противном случае – Инструкция 2. Обе инструкции могут быть составными.
Допускается запись условной инструкции в сокращенной форме, когда слова else и Инструкция2 отсутствуют. В этом случае при невыполнении условия управление сразу передается инструкции, следующей за условной.
Для организации ветвления на три и более направлений можно использовать несколько условных инструкций, вложенных друг в друга. При этом каждое слово else соответствует тому then, которое непосредственно ему предшествует. Из-за возможной путаницы следует избегать большой глубины вложенности условных инструкций.
Расположите на форме кнопку Button и компонент Label. Для кнопки напишите такой обработчик события:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
i : integer;
begin
i :=2;
if i = 1 then begin
Label1.Caption := 'Переменная i равна 1';
Form1.Color := clRed
end else begin
Label1.Caption := 'Переменная i не равна 1';
Form1.Color := clGray
end
end;
Изменяя значение переменной i с 1 на двойку мы увидим работу условного оператора в действии. Как результат будет выбор цвета формы и название заголовка компонента label.
Если условие сложное и само в себе включает несколько условий, то их необходимо объединить путем организации вложений условных операторов или используя логические операторы and, or, xor, not.
В сложных логических выражениях отдельные части-условия необходимо заключать в скобки: if (i > y) and (j = 55) then ...
Инструкция выбора является обобщением условной инструкции и позволяет сделать выбор из произвольного числа имеющихся вариантов, т. е. организовать ветвление на произвольное число направлений. Эта инструкция состоит из выражения, называемого селектором, списка вариантов и необязательной ветви else, имеющей тот же смысл, что и в условной инструкции.
Формат оператора выбора имеет следующий вид:
case <Выражение-селектор> of
<Список1> : <Инструкция1>;
...
<СписокN> : <ИнструкцияN>
else <Инструкция>;
end;
Выражение-селектор должно быть порядкового типа. Каждый из вариантов выбора (от список1 до списокN) представляет собой список констант, отделенных двоеточием от относящейся к данному варианту инструкции (инструкция может быть составной). Список констант выбора состоит из произвольного количества уникальных значений и диапазонов, отделенных друг от друга запятыми. Границы диапазона записываются двумя константами через разделитель «...». Тип констант должен совпадать с типом выражения-селектора.
Пример инструкции выбора:
case DayNumber of
2 ... 6 : strDay:='Рабочий день';
7 : strDay: = 'Короткий день'
else strDay:='Выходной день';
end;
3.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие бывают зарезервированные слова?
2. Что такое идентификатор? Какие ограничения накладываются на идентификатор?
3. Как определить значение переменной?
4. Для чего предназначен условный оператор? Какая форма записи условного оператора?
5. Инструкция выбора?
6. Как и когда применяется составной оператор?
7. Перечислите элементы языка Делфи.
3.3. ЗАДАНИЯ
1. Напишите программу вычисления высот треугольника р=(a+b+c)/2, S=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c)).
2. Написать программу «Угадай число». Программа загадывает число от 1 до 1000 с помощью генератора случайных чисел (randomize), пользователю дается 10 попыток чтобы отгадать число (программа указывает больше или меньше введенное пользователем число, чем задуманное).
3. Написать программу тестирования знаний пользователя (5 вопросов) с выставлением соответствующей оценки.
4. Написать программу, вычисляющую значения переменной:
5. Написать программу, вычисляющую значения переменных:
значения b и m задаются.
6. Написать программу, вычисляющую значения переменных:
значения k и a задаются.
7. Заданы три стороны треугольника a, b и с. Определить является ли этот треугольник прямоугольным, и какая сторона служит гипотенузой.
8. Создать программу, вычисляющую проценты от введенного пользователем числа.
9. Написать программу, которая во введенной с клавиатуры строке перед символами "!" вставит подстроку "Лето".
10. Написать программу, вычисляющую значения переменных: