При приоритетном выборе работам присваивается приоритет. Существует два вида приоритетного обслуживания:
-с относительными приоритетами (ОП);
-с абсолютными приоритетами (АП).
При использовании относительных приоритетов обработка заявок организуется по схеме? представленной на рисунке ?. Заявкам типа , ..., присвоены относительные приоритеты 1, …, М соответственно. Заявка , поступившая в систему, заносится в очередь , в которой хранятся заявки приоритета В очереди заявки упорядочены по времени поступления. Когда процессор ЦП/ОП заканчивает ранее начатое обслуживание, то управление передается программе ПЛАНИРОВЩИК (ДИСПЕТЧЕР). Он выбирает на обслуживание заявку с наибольшим приоритетом – заявку , если очереди , ..., не содержат заявок. Выбранная заявка захватывает процессор на все время обслуживания. Таким образом, вновь поступивший запрос с более высоким приоритетом не прерывает выполнение текущей заявки. Сравнение приоритетов производится только по завершении текущей работы.
Рисунок 2.10 - Модель обработки заявок с относительными приоритетами
Используя коэффициенты вариации длительности обслуживания, можно представить формулу времени ожидания обслуживания работы, имеющей k-ый приоритет в виде:
– загрузка процессора заявками, имеющими более высокий приоритет, чем рассматриваемая (k-я);
– загрузка процессора заявками, имеющими более высокий и равный приоритет с рассматриваемой;
Обслуживание с относительными приоритетами уменьшает время ожидания заявок с высоким приоритетом и увеличивает время ожидания для заявок с низким приоритетом по сравнению с бесприоритетным обслуживанием. В качестве недостатка такого способа обслуживания следует отметить, что низкоприоритетные работы могут захватить процессор на длительный период времени. Этот факт в вычислительных системах реального времени зачастую является недопустимым.