Модели систем классифицируются на дискретно и непрерывно изменяющиеся. Определения “дискретная” и “непрерывная” относятся к поведению зависимых переменных. При дискретной имитации зависимые переменные изменяются дискретно в определенные моменты имитационного времени, называемые моментами свершения событий. Переменная времени (как правило, основная независимая переменная) в имитационной модели может быть либо непрерывной, либо дискретной в зависимости от того, могут ли дискретные изменения зависимых переменных происходить в любые моменты времени или только в определенные моменты. При дискретной имитации состояние системы может меняться только в моменты свершения событий. Так как состояние системы не изменяется между этими моментами, полный динамический портрет состояний системы может быть получен путем продвижения имитационного времени от одного события к другому.
В большинстве языков дискретной имитации используется механизм продвижения времени, основанный на поиске следующего ближайшего события. Языки моделирования дискретных систем в зависимости от подхода к описанию рассматриваемых объектов можно разделить на классы языков, ориентированных на события, активности (действия) или процессы.
Активность — это элементарная единица работы некоторого устройства вычислительной системы, характеризующаяся временем, требуемым для ее выполнения. Процесс представляет собой логически связанную последовательность активностей. Событие — это изменение состояния модели системы. События происходят в особые моменты времени, которые являются началом и окончанием активностей.
В реальной системе совместно выполняются несколько активностей, принадлежащих как связанным, так и не связанным между собой процессам. После окончания выполнения этих активностей, вызывающих изменение состояний других системных объектов, совокупность происшедших событий следования и изменения состояний инициирует начало выполнения других активностей. Эти представления лежат в основе трех альтернативных методологических подходов к построению дискретных имитационных моделей.
Методологический подход
Событийный
Сканирование активностей
Процессный
Событийный (event method)
Трехэтапный (three-phase approach)
Процессный (process view):
1) описание процессов (process description);
2) взаимодействие процессов (process interaction)
Расписание событий (event scheduling)
Взаимодействие процессов (process interaction):
1) временные объекты пассивны, постоянные объекты активны;
2) временные и постоянные объекты активны;
3) временные объекты активны, постоянные объекты пассивны
двухэтапное (two-phase)
трехэтапное (three-phase)
Событийный
Просмотр действий
Процессный
Блок-схема моделирующего алгоритма управляющей программы
Итак, активности, процессы и события являются конструктивными элементами, с помощью которых описывается динамика дискретных систем и, на основе которых, строятся языки моделирования. В соответствии с этим модель системы можно рассматривать как набор описаний активностей, событий или процессов.