Децентрализованные формы использования вычислительных ресурсов начали формироваться со второй половины 80-х годов, когда появилась возможность перейти к массовому использованию персональных ЭВМ. Децентрализация предусматривает размещение ПЭВМ в местах возникновения и потребления информации, где создаются автономные пункты ее обработки. К ним относятся абонентские пункты и автоматизированные рабочие места (АРМ). При непосредственном общении пользователя с ЭВМ его функции в информационной технологии расширяются. Он сам вводит данные, формирует информационную базу, решает задачи, получает результаты, оценивает их качество. У пользователя открываются реальные возможности решать задачи с альтернативными вариантами, анализировать и выбирать с помощью системы в конкретных условиях наиболее приемлемый вариант. Все это реализуется в пределах одного рабочего места. От пользователя при этом требуется знание основ применения тех или иных информационных технологий.
Рассмотрим теперь режимы обработки данных, различаемые по способу взаимодействия пользователя с программно-техническим комплексом АИТ. При этом предусматривается цель удовлетворения потребности пользователей в максимально возможной автоматизации решения разнообразных задач.
Этот режим определяется необходимостью быстрой передачи информации и оперативного взаимодействия пользователей.
Любая сеть характеризуется множеством связанных друг с другом систем, узлов, элементов. Первоначально сетевой режим возник для передачи данных. Затем он стал использоваться как эффективное средство распределенной обработки данных. Особенности сетевого режима связаны с архитектурой сети. Сетевые режимы организации информационных технологий позволяют объединять, гибко и эффективно использовать все компоненты технологий и виды ресурсов: аппаратные, программные, информационные и др. Выбор того или иного варианта сетевого режима, его сочетаний с другими режимами определяется объемными и информационными особенностями решения задач, временными условиями взаимодействия пользователей с компьютерами, функциональными возможностями технических средств.
Пакетный режим был наиболее распространен в практике централизованного решения задач.
Организация вычислительного процесса при пакетном режиме строилась без доступа пользователя к ЭВМ. Его функции ограничивались подготовкой исходных данных по комплексу информационно-взаимосвязанных задач и передачей их в центр обработки, где формировался пакет, включающий задание для ЭВМ на обработку, программы, исходные, нормативные и справочные данные.
Пакет вводился в ЭВМ и реализовывался в автоматическом режиме без участия пользователя и оператора, что позволяло минимизировать время выполнения заданного набора задач. При этом работа ЭВМ могла проходить в однопрограммном или многопрограммном режиме, что предпочтительнее, так как обеспечивалась параллельная работа основных устройств машины. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте.
Существует еще один режим, достаточно близкий к пакетному по идеологии реализации. В этом режиме каждая порция несрочной информации (как правило, в больших объемах) обрабатывается без вмешательства извне; при
этом указанный режим запускается, когда свободны ресурсы вычислительных систем. Такой режим обработки называют фоновым. Фоновый режим может прерываться более срочными и приоритетными процессами и сообщениями, по окончании которых возобновляется автоматически.
Задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
- алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
- имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях;
- расчет выполняется для большинства записей входных файлов; большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
- регламентность, т.е. решение задач с заданной периодичностью.