русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Глава 15. Тема 15. Преобразование образования и науки под влиянием ИКТ – ответ на вызовы глобализации


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 656; Нарушение авторских прав


 

Интенсивные процессы интеграции, взаимопроникновения, синтеза, которые столь характерны для современной эпохи глобализации, происходят не только в экономике. Телекоммуникации и транспорт, культура и другие важнейшие сферы деятельности и общественные институты явно демонстрируют аналогичные процессы, указанные выше. Тем более существенны они и в образовании и науке. Ведь в настоящее время именно образование и наука оказывают определяющее влияние на развитие общества в целом, на конкурентоспособность экономики страны, на противодействие разрушительным силам, цель которых подрыв единства народа, искусственное разжигание конфликтов в обществе.

 

Преодоление разрушительных последствий и снижения конкурентоспособности российской промышленности в результате непродуманных или неудачно реализованных реформ в условиях глобализации выдвигает в качестве первостепенных следующие задачи. Отчетливое формулирование основных тенденций развития науки и образования в современную эпоху, учитывающих ведущие тренды развития общества в целом. Осмысление важной роли ИКТ в этих процессах и выявление методологии влияния ИКТ на развитие науки и образования. Анализ формирования качественно новых атрибутов образования и науки вследствие активного внедрения в них ИКТ и становления новых технологий образования и науки. Эти и другие важные и неотложные задачи требуют отдельного самостоятельного исследования. Но и в данной монографии невозможно и не нужно полностью отказываться от пусть и несовершенных первоначальных попыток такого изучения.

 

Прежде всего, отметим, что по самой своей природе образование и наука всегда служили целям объединения людей. Известно, что еще в средневековых университетах обучались студенты из разных стран. Сам процесс образования, способствуя расширению кругозора человека, содействовал облегчению общения людей и установлению дружественных связей, особенно проживавших в различных странах. Нечего и говорить о науке и ученых, которые, свободно обмениваясь идеями, взаимно оплодотворяли друг друга и ускоряли развитие образования и науки, а затем и промышленности. Интернациональный характер науки достаточно хорошо известен уже довольно давно, однако, с появлением и развитием некоторых новых отраслей науки этот фактор приобрел особо существенную роль. Мы имеем в виду ядерную физику и физику высоких энергий, молекулярную биологию, генетику и некоторые другие.



 

Но наибольшее развитие интеграция и синтез в образовании и науке, формирование новых существенных атрибутов в процессе внедрения в образование и науку ИКТ, отклик на требования глобализации получили с широким развитием и повсеместным применением Интернет и телекоммуникационных технологий в целом. В этом плане технологии электронного доступа к информации и взаимодействия посредством применения современных электронных технологий полностью отвечают требованиям глобализации. Более того, они способствуют формированию принципиально новых качеств и технологий в образовании и науке, раскрывая новые возможности и приобщая к последним их достижениям значительные массы пользователей, удаленных от ведущих образовательных и научных центров.

 

Россия в условиях глобализации и влияния ее последствий на образование и науку сталкивается с весьма серьезными вызовами. Речь идет уже не о конкуренции с развитыми странами Запада, где наши шансы не слишком велики. Наша страна существенно отстает уже и от развивающихся стран, например, Китая, Индии, Бразилии, да и многих других менее крупных и не столь быстро и успешно развивающихся странах. Это в области образования и науки, где еще совсем недавно мы занимали пусть не первые, но достаточно серьезные позиции в группе лидеров или, совсем вблизи, от нее. Уменьшается количество изучающих и стремящихся овладеть русским языком за рубежом. Да и внутри страны уровень образования и науки существенно снижается.

 

Необходимо отметить, что все это вовсе не определяется однозначно в применении к образованию характером учебного заведения. Имеется в виду принадлежность к бюджетной или небюджетной сфере. Имеется немало довольно слабых бюджетных учебных заведений. С другой стороны многие небюджетные ВУЗы демонстрируют очень высокий уровень предоставляемого ими образования и ведут довольно успешно серьезную научную работу. Но независимо от всего прочего успешная научная работа, современное высококачественное образование в настоящее время невозможны без самого активного и широкого распространения и внедрения ИКТ. Электронные технологии придают качественно новое измерение образованию, как и науке. Сам характер образовательной среды существенно изменяется. Еще сравнительно недавно процесс непосредственного взаимодействия учащихся с преподавателем доминировал в обучении. Прочие формы обучения и получения образования носили дополнительный вспомогательный характер. Это положение оставалось таковым до самого последнего времени независимо от распространения прочих форм обучения.

 

Но постепенно количество начало переходить в качество, электронные технологии обучения из вспомогательных технологий стали постепенно занимать самостоятельное важное место. А также интенсивное внедрение их в процесс обучения в различных его формах приводит к изменению природы процесса образования. Обе стороны учащиеся и преподаватели должны теперь учиться взаимодействовать на расстоянии, осваивать методы работы с техническими средствами и пр. Все это влияет на саму природу процесса обучения. С одной стороны появляется и поощряется значительно большая самостоятельность. С другой стороны – возникает потребность качественно новых способов взаимодействия этих двух сторон процесса обучения. Эти новые технологии образования востребованы в подготовке гражданских и военных специалистов. Они необходимы для повышения их конкурентоспособности и обеспечения насущных потребностей российской экономики и обороны. Преобразование экономики страны, модернизация и инновация невозможны без самого интенсивного использования и распространения этих новых технологий. Рассмотрим в этой связи следующую весьма оригинальную и перспективную идею Магаршака, опубликованную им недавно в «Независимой газете» за 08.12.10.

 

В этой весьма интересной, хотя во многом не бесспорной, статье Юрия Борисовича Магаршак, опубликованной в Независимой газете за 8.12.10, была высказана оригинальная идея эффективного использования интеллектуального потенциала России, во многом сосредоточенного в Москве. В весьма кратком тезисном изложении суть проекта Магаршака может быть сведена к следующему. По его мнению, в настоящее время сложилось положение, когда в мире имеются заслуженные претенденты на звание столиц (лидеров) в деловой сфере (бизнесе), например, Нью-Йорк, Лондон. На аналогичное звание в технологической сфере, например, Бостон, Токио. Наконец, даже в сфере развлечений: Лос-Анджелес с Голливудом и возможно Нью-Йорк и не рассматриваемые далее нами конкретные города в других сферах. Оставляя в стороне точность приведенных кандидатур, обратимся к главному в идее Магаршак. Он считает, что на звание интеллектуальной столицы мира, иначе говоря, интеллектуального лидера, у Москвы просто нет конкурентов. Опять же не станем бороться за утверждение Москвы в роли единственного «законного» претендента на эту роль. На наш взгляд намного важнее рассмотреть серьезные основания Москвы войти в список немногих городов, реально заслуживающих такой высокой чести. Одновременно с этим, попытаемся понять, насколько и каким именно образом внедрение ИКТ в образование и в науку повышает шансы Москвы войти в этот список.

 

Возвращаясь к идее Магаршак, видим, что он особо выделяет приверженность воспитанных в духе русской культуры людей к креативной стороне процесса созидания. Именно творческая природа подхода, оригинальность замысла и собственно идея, а не детали реализации замысла, не технология его воплощения в жизнь более всего важны для наших соотечественников при решении самых различных проблем. Для полноценного воплощения самого интересного замысла, самой перспективной и оригинальной идеи важна и способность воплощения в жизнь, прикладная практическая сторона дела. Другими словами технология имеет огромное значение, и никто не собирается его преуменьшать. Но если нечего внедрять, не к чему применять даже самую совершенную технологию, то никакого прогресса не будет. В лучшем случае развитие будет происходить черепашьими шагами или остановится вовсе. Кстати, во всем мире намного больше стран, в которых умело копируют и применяют чужие технологии, нежели таких, в которых создают нечто новое. Это реально огромное преимущество русской традиции, культуры в широком смысле этого слова, научной среды, образовательного сообщества. Также справедливо, что Москва не монополизировала это наше особое крайне ценное качество. Но естественно концентрация научных, образовательных, культурных (в узком смысле этого слова) и иных ресурсов в Москве привела к сосредоточению в Москве и области соответствующего человеческого капитала.

 

Далее Магаршак переходит к обсуждению практических мер, которые способны при наличии отмеченного высокого потенциала содействовать реализации его и воплощению в жизнь проекта «Москва – интеллектуальная столица мира». Он считает, что все компоненты такого потенциала в Москве уже имеются и остается только гармонизировать их, объединив подходящим для этого образом. Для этого предлагается использовать проект «Сколково» в качестве ядра кристаллизации сначала во всей Московской области, а затем и в России в целом новых научных направлений, новых технологий, новых отраслей промышленности. При достаточно слабом развитии дорожной инфраструктуры реализовать подобные весьма перспективные идеи непросто. Однако современные ИКТ обладают поистине магической способностью сокращать самые громадные расстояния. Они способны интегрировать в единое целое усилия множества различных научных и образовательных коллективов, промышленных центров. Нелишне привести в этой связи пример такой сложной научной отрасли как ядерная физика и физика высоких энергий (элементарных частиц). Результаты получаемые на ускорителях в соответствующих экспериментах практически немедленно становятся предметом тщательнейших и самых разнообразных исследований в множестве теоретических центров, разбросанных по всему миру.

 

Другим важнейшим примером кооперации в международном масштабе могут служить космонавтика и космические исследования, где также ИКТ выступают в качестве важного связующего и координирующего звена. При этом в этих и других областях Россия располагает громадным недостаточно используемым или вовсе неиспользуемым потенциалом. Прежде всего, потенциалом, сосредоточенным в столице и области. Более того, при всей важности становления в России новых перспективных центров высшего образования, Москва пока еще остается безусловным лидером в сфере высшего образования. Следовательно, потенциал Москвы и в этой области весьма высок, причем не только по российским стандартам, но и по мировым тоже.

 

В то же время на мировом рынке образовательных услуг, где доминируют США, Великобритания и некоторые другие страны, роль нашей страны ничтожна. Ее доля порядка 1-2% и не более того, причем ближе к нижней границе. Такая ситуация объясняется рядом различных причин. Это владение учащимися многих стран английским языком. Это стремление получить не только образование, но и войти в круг британской и американской элит через обучение в соответствующих ВУЗах. Это дискриминация имиджа ведущих российских ВУЗов международными рейтинговыми агентствами соответствующего профиля. Наконец, безразличие отечественных ученых к появлению их публикаций в международных научных изданиях. Трудно предложить единственное решение, своего рода панацею от всех указанных выше и иных проблем. Но интенсивное внедрение и умелое использование ИКТ вполне может содействовать решению многих проблем или, по крайней мере, снижению их остроты. Поскольку отечественное образование по многим дисциплинам находится на весьма высоком уровне, необходимо принимать энергичные меры по продвижению его на мировом рынке образовательных услуг с опорой на ИКТ. Потенциал Москвы в этом плане должен использоваться для поднятия уровня образования в стране в целом и тем самым формирования привлекательного имиджа страны в глазах иностранных инвесторов.

 

Далее Магаршак отмечает, что проведенные в Российской Академии наук симпозиумы под общим названием «Фундаментальные проблемы современной цивилизации» показали, что на первый план выходят не только технологии, но и новые неожиданные концепции. А именно в выдвижении и разработке новых концепций россияне сильны как никто другой. Даже просто уникальны. В сочетании с невиданной на Западе свободой дискуссий в Москве это создает уникальные условия для выдвижения и развития фундаментально новых концепций. При надлежащем использовании ИКТ Москва не только способна претендовать на роль интеллектуального лидера в целом, но и успешно продвигать на мировом рынке образовательных услуг отечественные ВУЗы и технологии получения образования. В том числе и новые концепции образования. С другой стороны опыт работы московских ВУЗов может быть успешно использован для продвижения новаторских методик периферийных учебных заведений.

 

Особое внимание уделяется Интернет и так называемому преобразованию сознания пользователей Интернет в мозаичное состояние. Работа в глобальной сети и с мобильными телефонами, особенно это касается молодежи, приводит к неспособности воспринять массив текста более двух или трех страниц, а нередко и менее того. Это существенно снижает умственные способности, формирует вместо человека разумного клипового человека. Поэтому необходимы новые принципы усвоения информации, чтобы понимание, а не просто сумма знаний выходило на первый план. Мы согласны с автором в том, что Россия и россияне способны быстро перестраиваться с одной программы на другую. Но это не простой процесс. Вполне справедливо, что в условиях глобального кризиса, множества новых вызовов человечеству Россия способна стать лидером новой цивилизации или одним из ее лидеров. Это непременно связано с выдвижением новых методов обучения. Они будут основаны на новых принципах, отличных от традиционных. И здесь, в самом деле, нужно объединение усилий программистов, ученых, педагогов и многих других. Но особую роль уже начинают занимать ИКТ. Уже очевидно, что их значение в формировании новых методов обучения будет существенно возрастать и по существу приводить к качественно новому образованию. Несмотря на отдельные яркие достижения в сфере развития электронных технологий обучения, в целом отечественное образование существенно отстает от достигнутого мирового уровня образовательных технологий. Подчеркнем, что это отставание заметно не только в сравнении с США, Великобританией и другими странами Запада со сложившейся сильной традицией высшего образования, но и при обращении к ситуации в Китае и прочих развивающихся странах Азии и других континентов.

 

Отдельного рассмотрения удостаивается положение отечественных библиотек. Справедливо утверждается насущная необходимость создания хотя бы одной библиотеки со свободным доступом к мировой научной литературе и источникам информации о передовых технологиях. В СССР в одной только Москве имелось несколько мощных центров доступа к сокровищам научной, технологической мысли, к достижениям культуры. Да и то их было недостаточно, но все же имелась, кроме «Ленинки», Государственная публичная научно-техническая библиотека, Политехническая библиотека, Библиотека иностранной литературы. Это, не считая специализированных хранилищ. А в настоящее время специалисты, научные сотрудники, не говоря уже о студентах и аспирантах, не имеют возможности оперативно читать ведущие научные журналы. Крайне затруднен доступ к лидирующим в мире по рейтингу журналам общего профиля и почти всех специальностей. В Москве они просто отсутствуют: институты Российской Академии наук перестали их закупать (большинство журналов) по причине недостатка средств. Что уж и говорить о других научных учреждениях и организациях. Промышленные фирмы, в том числе занимающиеся разработкой новых технологий, не слишком утруждают себя приобретением зарубежных журналов. Если добавить к этому ослабление поддержки такого замечательного центра сбора и обработки научной информации как ВИНИТИ, то картина складывается довольно грустная. С другой стороны не только в США, Западной Европе, но и в Израиле, Австралии, Финляндии свободный доступ к последним научно-техническим достижениям имеет любой студент практически любого университета.

 

Необходимо всего лишь вспомнить забытое старое и создать в Москве не одну, а несколько подобных библиотек. Эти библиотеки оборудовать средствами и технологиями дистанционного доступа к ним из других городов. Такие системы не требуют никаких особенных затрат. Они могут быть основаны на использовании уже существующей инфраструктуры Интернет и ее дальнейшем развитии. Именно обеспечение доступа к современной научно-технологической информации в реальном времени способно гарантировать полноценную реализацию колоссального потенциала наших соотечественников и возвращение Москве для начала того имиджа в научном сообществе, который у нее имелся во времена СССР. Также и повышение уровня образования, получаемого в московских ВУЗах и улучшение их имиджа немыслимо без подключения к достижениям мировой науки и работе с ними при помощи соответствующих библиотек, оснащенных технологиями удаленного доступа. Затем посредством ИКТ и, прежде всего интернет технологий вся Россия и российские ВУЗы получат доступ к последним достижениям научно-технической мысли и передовым технологиям обучения.

 

Коренное преобразование столь огромной страны как Россия, особенно ввиду ее территориальной протяженности, целесообразно не привязывать к одному центру, а ориентироваться на несколько узловых точек развития. Это означает необходимость одновременного развития указанных технологий не только в Москве и области, но также и в Санкт-Петербурге, Новосибирске, безусловно, во Владивостоке. Еще лучше было бы добавить к этому списку Екатеринбург и Нижний Новгород. Но начинать следует именно с Москвы. Отдача от подобных мероприятий намного превзойдет затраты на их проведение. Это приведет к дальнейшему сплочению вокруг России стран СНГ и возрастанию рейтинга России, в том числе на рынке образовательных услуг. Структура и содержание образования во всем мире стремительно изменяются. Эти изменения далеко не всегда носят однозначно позитивный характер. России вовсе не следует стремиться механически следовать имеющимся в образовании во всем мире тенденциям и стандартам. Мы располагаем богатым опытом развития передовых технологий обучения, в том числе применения ИКТ в образовании. Вполне обоснованным представляется продвижение лучших отечественных образовательных технологий на мировом рынке образовательных услуг.

 

Попытаемся теперь подвести краткие итоги основным качественно новым чертам, привнесенным в образование и науку развитием и внедрением в них ИКТ. Широкое распространение ИКТ и в первую очередь Интернет и его технологий в современном мире способствовало невиданной до этого интернационализации научных исследований, появлению и развитию нового сектора мировой экономики – обширного и постоянно растущего рынка образовательных услуг. Сами образование и наука начали обретать принципиально новые качества и оказывать намного более интенсивное влияние на прочие сферы народного хозяйства, практически на все отрасли экономики и сферы общественной жизни.

 

В этой монографии особо подчеркнуто значение усиливающейся интеграции образования и науки. Развитие и внедрение в науку и образование ИКТ уже внесло и продолжает вносить важнейший вклад в этот процесс. Но в России с ее уникальным научным общественным институтом в лице Российской академии наук необходимо проявлять особую осторожность в ходе преобразований научных институтов и усиления роли ВУЗов в науке, чтобы не потерять накопленный в АН РФ научный потенциал и оптимальным образом его использовать. И в этом вопросе опять ИКТ окажут чрезвычайно большую помощь. Целесообразно в частности вспомнить об использовании в СССР институтов АН СССР в качестве полигонов для подготовки выпускников ведущих ВУЗов, например того же ФИЗТЕХА. Ослабление негативных последствий ЕГЭ настоятельно требует расширения списка ВУЗов, которым разрешено проведение вступительных экзаменов. Наконец, следует всемерно поддерживать и поощрять создание малых научно-исследовательских предприятий при ВУЗах, как это делается в МИЭМП. Именно таким образом достигается объединение усилий студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов и получается соответствующий синергетический эффект. Федеральным Законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" принятым Государственной Думой 24 июля 2009 года, одобренным Советом Федерации 27 июля и вступившем в силу 15 августа 2009 года, предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно создавать хозяйственные общества. Деятельность этих обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным учреждениям. На конец 2010 года таких обществ уже более 600. При этом оговаривается, что при учреждении хозяйственного общества совместно с другими лицами доля бюджетного научного (образовательного) учреждения в уставном капитале должна быть более одной четверти (в случае создания акционерного общества) или более 33% (в случае создания общества с ограниченной ответственностью). Причем, доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах этих обществ, а равно часть прибыли хозяйственных обществ, полученные бюджетными научными и образовательными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных учреждений. Такие общества получили название малых инновационных предприятий (МИП). В статьях этого Федерального закона приводится перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые могут использоваться для практического применения (внедрения), а именно:

· программы для электронных вычислительных машин;

· базы данных;

· изобретения;

· полезные модели;

· промышленные образцы;

· селекционные достижения;

· топологии интегральных микросхем;

· секреты производства (ноу-хау).

 

Далее, в соответствии с уже описанным выше в монографии, ИКТ способствуют постепенному переходу от отдельных «островков» - ведущих научно-образовательных центров к построению целостной инфраструктуры научно-образовательных учреждений. Ее становление и развитие постепенно приведет к устранению отдаленности периферийности многих учебных заведений, понятно, не в территориальном смысле, а в смысле сопричастности к передовому уровню научной и образовательной среды. Существенно усилится обмен положительным опытом. В результате будут устранены или существенно ослаблены многие препятствия к мобильности, оптимизации использования человеческого капитала и ускорится развитие экономики, в том числе и в плане ее диверсификации. Сам процесс обучения, получение образования во многом изменится и станет намного более привлекательным. А полученные в результате этого знания и навыки, тем более компетенции обеспечат значительно более высокую квалификацию и конкурентоспособность на рынке труда для соответствующих специалистов.

 

Также следует особо отметить изменение самого процесса образования, вследствие активного внедрения в этот процесс ИКТ. Они и реализуемые с их помощью методологии обучения поднимают на новый более высокий уровень роль преподавателя. Преподаватель, вооруженный электронными технологиями обучения, способен значительно более эффективно организовать процесс обучения. Это объясняется и повышенным интересом учащихся к применению этих технологий. Но одновременно повышаются и требования к самому преподавателю. Только тщательно продумав, как и для чего, он использует ИКТ, преподаватель добьется существенного повышения усвоения учебного материала и формирования твердых осознанных навыков и умений.

 

При этом насыщение организации и функционирования учебных заведений (их внутренней жизни) ИКТ органично сочетается с интеграцией отдельных учебных заведений в целостную образовательную среду, порождением мощной инфраструктуры образования и науки. Эта среда в свою очередь будет предъявлять новые требования не только к учащимся и преподавателям, но и к руководителям учебных заведений, соответствующим департаментам и ведомствам и более широко ко всему обществу. Теперь уже и родители учащихся должны будут учитывать возможности этой среды и наилучшие варианты использования таких возможностей. Государству потребуется увеличить усилия по обеспечению широчайшего доступа населения к глобальной сети Интернет. Многим преподавателям, которые не нуждаются в особенно активном использовании ИКТ, все же нужно будет ориентироваться в применении ИКТ, чтобы не выглядеть отсталыми и совсем устаревшими в глазах учащихся.

 

Отдельной «строкой» необходимо упомянуть о большой потребности образовательного сообщества в различных формах повышения квалификации. Доступность и эффективность повышения квалификации преподавателей, научных сотрудников приобретает совершенно иной характер. ИКТ позволяют организовать этот процесс без отрыва людей от основных занятий, без их обязательного пространственного перемещения. Большое количество лиц, повышающих свою квалификацию, могут одновременно обращаться к одному и тому же ресурсу, не мешая друг другу. Более того, они могут обмениваться своими замечаниями, консультироваться, формировать общее мнение и т.п. Лица, не имеющие возможности посещать ведущие центры образования и науки, например, в силу территориальной удаленности, лица с ограниченными возможностями необыкновенно расширяют свои возможности получения новых и совершенствования уже имеющихся у них навыков и знаний. В результате устраняются многочисленные барьеры между различными социальными слоями и группами интересов, увеличивается эффективность и интенсивность механизмов социального лифта. Последнее по порядку, отнюдь не является последним по значению. Многочисленные группы молодежи, не находящие себе должного места в современном российском обществе, получат существенно лучшие возможности найти это место и занять его.

Глава 16. Тема 16. Опыт использования Moodle в СНГ

 

MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) является одной из самых известных открытых платформ e-Learning в мире для быстрого создания Систем Дистанционного Обучения (СДО). На начало ноября 2012 года она используется в 223 странах мира, с 70 808 активных сайтов.

 


Таблица 1.

 

Статистика использования СДО Moodle

Зарегистрированные сайты
Стран
Курсов 6 750 483
Пользователей 63 065 450
Преподавателей 1 291 763
Записей на курсы 45 153 628
Сообщений в форумах 111 510 827
Ресурсов 60 640 085
Вопросов для тестов 128 866 338

 

Moodle – это Веб система дистанционного коллективного, группового и/или индивидуального обучения (СДО). Она построена в соответствии со стандартами информационных обучающих систем, настраиваемая, адаптируемая к нуждам потребителя, с простым и прозрачным интерфейсом, работает на разных ОС, может обмениваться обучающими ресурсами (импорт/экспорт) с другими платформами, позволяет использовать все или только отдельные компоненты системы. Она является продуктом с открытым исходным кодом (Free Open Source Software) с лицензией GNU, предоставляет возможность вносить изменения в отдельные ее блоки; дает возможность работать с системой локально и дистанционно, отовсюду где есть доступ к Интернету, интерфейсы переведены на 78 языков мира (http://moodle.org). Среди стран, чьи сайты в наибольшем количестве зарегистрированы как использующие эту систему, лидирует США с более чем 12 тысячами сайтов. Они в два раза превосходят идущую второй Испанию с 6 148 сайтами. На третьем месте Бразилия с чуть более чем 5 тысячами сайтов. Почти три четверти из всех пользователей системы работают на последней версии 2.3.х. В России с 2006 года компания ООО «Открытые технологии» является единственным официальным партнером Moodle.

 

В рамках Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании» с 28 мая по 1 июня 2012 г. в г. Железноводске прошел Пятый всероссийский семинар «Moodle в сетевом обучении». Организатором конференции выступил Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса.

 

Своим опытом поделились более 40 ведущих специалистов по СДО Moodle из городов: Москва, Омск, Томск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Пятигорск, Челябинск, Астрахань, Самара, Кострома и др. В семинаре принял участие депутат Государственной Думы Российской Федерации, первый заместитель председателя комитета по образованию Бурматов В.В., заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова. Следующий всероссийский семинар пройдет в апреле 2013 года.

 

Доклады, посвященные Moodle и Электронному деканату и поданные до 10 мая, участвовали в конкурсе на гранты, возмещающие организационный взнос участника. Эти гранты были предоставлены генеральным спонсором конференции - ООО «Открытые технологии». Эта компания является разработчиком модуля «Электронный Деканат» для Moodle (Free Dean's Office) - единственного полнофункционального программного продукта для управления учебным процессом, типичным для российских учебных заведений, в Moodle. Она также является одним из немногих российских разработчиков, реализующих модель свободного ПО (Open Source), которая предполагает оплату клиентом только той части работ и услуг, которая выполняется по заказу данного клиента; при этом базовая часть разработки передается клиенту бесплатно.

 

Помимо этого, внесены изменения и исправлены ошибки в интерфейсе и программной составляющей среды дистанционного обучения Moodle. Здесь приведены наиболее важные из них, относящиеся к версии Moodle 2.2.3:

· Добавлена опция удаления внешних записей в блоге.

· Исправлена ошибка сброса меню выбора темы оформления.

· Студенты в группах видят в журнале оценок только задания, соответствующие их распределению по группам.

· Исправлена проблема исчезновения хлебных крошек при завершении редактирования.

· Преподаватели могут получать доступ к локальному репозитарию файлов в своем курсе.

· При просмотре сообщения добавлена ссылка на недавние диалоги.

· Исправлено резервное копирование в курсе при наличии элемента курса "лекция" с попытками.

· Теперь к событиям календаря можно применять резервное копирование и восстановление.

 

Самая последняя версия программы Moodle 2.3.2+ .

 

По количеству сайтов, использующих Moodle, среди стран БРИК лидируют Бразилия - 5094 сайтов, среди которых 900 являются частными, Россия – 1218 сайтов, среди которых 267 являются частными, Китай – 921 сайт, Индия - 826 сайтов. Среди стран СНГ лидирует Россия, на втором месте Украина – 316 сайтов, из которых 62 частных, Молдова - 27 сайтов, из которых 10 частных.

 

При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:

 

1. Глоссарий, который позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

 

2. Задание, это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора). Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов. Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебных задач. Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио.

 

3. Учебные ресурсы. В качестве таковых могут выступать любые материалы для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: тексты, иллюстрации, презентации, web-страницы, аудио и/или видео файлы и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

 

4. Тесты. Тестовые задания/вопросы сохраняются в базе данных в именованных коллекциях и могут повторно использоваться в одном или нескольких разных курсов. Возможны обучающие/тренировочные тесты с вариативным содержанием и многократным прохождением и/или суммирующих контрольных тестов с выставлением отметок. Можно установить период сдачи любых тестов, лимит времени, способ формирования и шкалы выставления отметок. При необходимости, преподаватель может управлять feedback-ом на уровне тестового задания, варианта ответа или теста в целом, показать правильные ответы на вопросы теста, а также просмотр и корректировка ответов и/или уточнения отметки. Варьируя сочетанием различных тестовых заданий и их случайным включением в генерируемый тест, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий. Moodle позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием:

 

Закрытых/объективных тестовых заданий различных форм:

· С бинарным ответом Да/Нет

· С выбором единственно правильного ответа из множества альтернатив

· С выбором нескольких правильных ответа из множества альтернатив

· На установку соответствия между двумя множествами терминов, определениями, свойств и т.п.

 

Полу-объективных тестовых заданий в виде:

· Ввода короткого ответа

· Ввода отсутствующего слова

· Вычисления

· Вложенные ответы

 

Субъективных проверяемых преподавателем заданий типа:

· Эссе

· Решение задач

 

1. Форум удобен для объявлений, учебного обсуждения заданий, проведения консультаций и взаимных комментариев работ студентов. Вокруг загружаемых студентами файлов можно построить учебные/семинарские обсуждения, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. Таким образом, форумы могут быть нескольких типов: тематический/обычный для обсуждения одной темы, общий форум курса, форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. Форумы Moodle поддерживают структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения тем, так и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» - как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненными другими студентами. Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить), могут быть с отметками или без. Все сообщения студента в форуме хранятся в портфолио.

 

2. Урок позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала, управлять переходом к следующей единице обучения после успешного освоения предыдущей. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести обучаемого на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, занося ее в ведомость.

 

3. Wiki – функция коллективного редактирования/усовершенствования существующих определений, понятий и добавления новых, с мониторизацией со стороны тьютора или без, с оценкой или без, с указанием автора, версии и т.д. – равно как это позволяет общепризнанная философия wiki.

 

Вопросами внедрения дистанционного образования на основе современных e-Learning платформ в Молдавском Государственном Университете (МолдГУ) начали заниматься в 2007 году. Эти работы выполнялись в рамках Молдавско-Российского проекта 06.40CRF «Методологические основы создания Интернет ориентированных ресурсов, распределенных баз данных и их использование в образовательных целях», главным результатом которого стала «Концепция Дистанционного образования в РМ» (ответственный исполнитель Т. Брагару).

 

В рамках проекта 08.815.08.04A (2008-2009) «Development and application of innovative methods in distance learning» как части Национальной программы «Развитие научно-технической поддержки для растущих информационных потребностей общества Республики Молдова» (исполнительный директор Т. Брагару) определены организационно-методические основы университетского ДО. В этот период были разработаны и утверждены внутренние регламенты МолдГУ для организации дистанционного обучения. Также был создан Совет МолдГУ по внедрению ДО, освоена авторская платформа ДО AeL Siveco (AeL –Advanced e-Learning), подготовлена группа из 12 преподавателей для работы в среде AeL, разработаны методические материалы для развития цифровых учебных материалов. Однако AeL не прижился в МолдГУ (из-за отсутствия цифровых учебных материалов, отсутствия регулирования авторских прав и мотивации преподавателей, высокой стоимости авторского сопровождения системы разработчиками и др.).

 

Наиболее существенные практические e-Learning результаты в МолдГУ получены в рамках гранта по инновации образования „eLaboratory for elearning", предоставленного на 2008-2010 гг. фирмой HewletPaccard, (исполнительный директор Т. Брагару). В рамках этого проекта была освоена Free Open Source Software платформа e-Learning Moodle, усовершенствованы некоторые инструменты для удобной подготовки тестовых заданий (ТЗ) и загрузки словарей, приобретен и описан большой опыт тестирования в СДО Moodle. Также была подготовлена группа преподавателей и разработаны цифровые учебно-методические ресурсы по 12 дисциплинам магистерской программы дистанционного обучения «Беспроводные технологии» (http://moodle.usm.md). По ходу использования Moodle была добавлена новая функция для фильтрации тестовых заданий при генерации тестов со случайным выбором равных/параллельных заданий (по форме, цели, уровню сложности и т.п.), что открывает широкие возможности для формирующего тестирования.

 

В текущем 2012 году был разработан курс и осуществлена подготовку группы из 25 преподавателей по использованию СДО Moodle в процессе традиционного обучения (автор и преподаватель курса Т. Брагару). На начало ноября 2012 на сайте http://moodle.usm.md зарегистрировано около 50 курсов 30 авторов-преподавателей. Осуществляется дальнейшее развитие цифровых образовательных ресурсов и использование Moodle в учебном процессе.

 

Однако внедрение e-Learning в практике высшего и непрерывного обучения в МолдГУ и в РМ в целом идет довольно вяло. Отчасти из-за законодательного вакуума и из-за отсутствия четкой политики государства и университетов по стимулированию инновации образования. Отчасти из-за разрозненности усилий по разработке и внедрению цифровых учебных ресурсов и др. В РМ пока нет официального партнера Moodle, как нет единого центра по опыту и перспективам применения e-learning для высшего и непрерывного образования, в том числе по Moodle.

 

Надо ли или нельзя отображать правильные ответы на тестовые задания? В процессе использования СДО Moodle для самоподготовки и самоконтроля знаний, а также рубежного и финального контроля выяснилось, что при недостаточном количестве ТЗ, студенты довольно быстро собирают базу данных правильных ответов, теряя при этом мотивацию к дальнейшему совершенствования знаний по данной теме/предмету. Также был замечен несанкционированный доступ к тестам и наборов ТЗ вследствие вскрытия паролей.

 

На наш взгляд, желательно ограничить обратную связь тестирования, указанием неправильно решенных ТЗ и ссылками на материал для повторения. Указание правильных/неправильных ответов никогда не оправдано, за исключением открытого, неформального ДО и при очень большом количестве параллельных ТЗ. Это позволит преподавателю и респонденту объективно понять, владеет ли последний данным материалом или нет, и исключает возможность получения искаженных результатов вследствие использования шпаргалок с заранее подготовленными ответами, так как новый сеанс тестирования будет состоять из нового набора ТЗ.

 

Однако разработка большого количества ТЗ не всегда возможно и целесообразно. В таких случаях, для обеспечения безопасности открытия ТЗ, хорошими, проверенными практическими мерами являются:

Ограничение прав доступа некоторых ролей, таких как администратор, создатель курса, преподаватель только с определенных IP и/или MAC-адресов им подконтрольных, например, с личных ноутбуков. Если даже кто-то узнает пароль, получить доступ к коллекциям ТЗ не сможет.

Систематическое обновление паролей пользователей с расширенными правами. При этом пароли должен быть достаточно сильными. Также желательно не давать возможности автоматического восстановления паролей для пользователей с расширенными правами, т.к. их логины и почты, по сути, являются публичными.

Ограничение доступа для студентов по времени, паролю и только с определенных IP-адресов тестовых классов во время рубежных и финальных тестов происходящих под наблюдением, отображение теста в защищенном от копирования окне, только по одному ТЗ, запрет feedback-a кроме количества набранных пунктов и предполагаемой оценки и др.

Для избегания использования багов, нужно систематически устанавливать последние обновления версии Moodle.

 

Конечно, лучшего способа обеспечения безопасности ТЗ и тестов – это отказаться от нее. В идеале надо делать ТЗ и тестирование полностью открытыми, публичными, или как говорит И.А Морев, надо делать его мягким. Технология мягкого тестирования хотя и известна довольно давно, накладывает сильные ограничения на форму и количество ТЗ (фасетные, моделируемые, практически любого требуемого объема коллекции ТЗ), требует много времени для решения ТЗ, подготовки и импорта в Moodle и др. Хотя определенные наработки в этой области у нас уже имеются и работы в этом направлении ведутся.

 

Вопросы для самоконтроля:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 14. Тема 14. Электронные библиотеки – инструмент повышения качества образования | Глоссарий


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.27 сек.