Монитор — важнейшее отдельное функциональное устройство, хоть он и является лишь частью компьютера. С его помощью воcпринимается визуальная информация и происходит управление всеми информационными процессами. От того, какую именно модель предпочтет пользователь, будет зависеть продуктивность работы и комфортность, и именно поэтому необходимо знать некоторые важные характеристики и параметры. Для любого художника-дизайнера, ЗD-аниматора или архитектора монитор — это основной рабочий инструмент.
Важно помнить, что монитор невозможно модернизировать, как системный блок. Монитор приобретается на долгие годы. Необходимо также, чтобы он согласовывался с параметрами видеокарты компьютера, — не имеет смысла тратить деньги на покупку дорогостоящего монитора, если видеокарта не способна подать на монитор сигнал, соответствующий его максимальным возможностям.
Монитор должен быть предельно точен в плане обеспечения корректной цветопередачи, т.е. соответствия цветов, отображаемых на экране и получаемых на бумаге. Для художника-дизайнера больше подойдут мониторы с размером диагонали 17"-19" и больше, а также со специальной конструкцией маски — щелевой или апертурной решеткой, которые, в отличие от традиционной точечной, меньше перекрывают площадь потока электронов, что обеспечивает в конечном итоге более качественную цветопередачу. По такой технологии изготовлены, например, мониторы 17" Nec MultiSync E700 и 20" Mitsubishi Diamond Pro 2020U или хорошо известные технологией Black Trinitron мониторы Sony.
Ниже рассмотрены основные параметры, по которым различаются все мониторы:
§ размер диагонали — измеряемое в дюймах расстояние между двумя противоположными углами экрана по диагонали. Стандартные величины—14", 15", 17", 19", 20", 21", 22";
§ максимальное разрешение — максимальное количество точек по горизонтали и вертикали, отображаемое в графическом режиме. Типовые величины — 640 х 480, 800 х 600, 1024 х 768 (рекомендуемое разрешение для мониторов настольных персональных компьютеров), 1280 х 1024, 1600 х 1200. Некоторые видеокарты могут поддерживать еще ряд промежуточных режимов;
§ частота кадров, иногда называемая частотой обновления экрана (refresh) — это число кадров, которое монитор успевает показать за одну секунду. Частота кадров измеряется в герцах (Гц). Нижний предел, когда мерцание смены кадров перестанет быть существенно заметным (особенно боковым зрением, когда глаза смотрят на расположенную перед монитором клавиатуру), — рекомендуется не менее 70-75 Гц, Ее максимальная величина может зависеть от разрешения, на котором работает монитор. Максимальное значение частоты кадров будет на минимальном разрешении (640x480), а на повышенных, с которыми обычно предпочитают работать пользователи персональных компьютеров, частота кадров у некоторых мониторов может оказаться даже ниже минимально допустимых 60 Гц;
§ тип маски — конструктивное исполнение щелевой маски экрана, располагающейся внутри электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) между электронными пушками и слоем люминофора. Типовые исполнения — треугольная, щелевая и апертурная решетка;
§ размер зерна экрана — размер отдельной точки экрана, другими словами — расстояние между двумя соседними точками люминофора одного цвета. Измеряется в миллиметрах, типовые значения: 0,29; 0,28; 0,26; 0,25; 0,24; 0,22. Чем меньше размер зерна, тем более четкой будет картинка и тем лучше будут различаться детали изображения.
Особенно важной характеристикой является частота обновления экрана. При низкой частоте «мигание» становится заметным даже при прямом взгляде на монитор, что неизбежно снижает работоспособность и утомляет глаза. Конечно, в этом случае ни о какой корректной цветопередаче не может идти речь, т.к. пользователь не способен адекватно воспринимать цвета на «мигающем» мониторе.
Малый размер зерна экрана позволяет использовать мониторы с относительно небольшой диагональю на высоких экранных разрешениях в качестве монитора для дизайнера.