Алгоритм Кохонена относится к наиболее старым алгоритмам обучения сетей с самоорганизацией на основе конкуренции, и в настоящее время существуют различные его версии [6]. В классическом алгоритме Кохонена сеть инициализируется путем приписывания нейронам определенных позиций в пространстве и связывании их с соседями на постоянной основе. В момент выбора победителя уточняются не только его веса, но также веса и его соседей, находящихся в ближайшей окрестности. Таким образом, нейрон-победитель подвергается адаптации вместе со своими соседями.
, (5.17)
В этом выражении
может обозначать как эвклидово расстояние между векторами весов нейрона-победителя
и
-го нейрона, так и расстояние, измеряемое количеством нейронов.
Другой тип соседства в картах Кохонена- это соседство гауссовского типа, при котором функция
определяется формулой
. (5.18)
Уточнение весов нейронов происходит по правилу:
. (5.19)
Степень адаптации нейронов-соседей определяется не только эвклидовым расстоянием между i-м нейроном и нейроном-победителем (w-м нейроном)
, но также уровнем соседства
. Как правило, гауссовское соседство дает лучшие результаты обучения и обеспечивает лучшую организацию сети, чем прямоугольное соседство.
Для достижения хороших результатов самоорганизации процесс обучения должен начинаться с больших значений
и K, однако с течением времени их величина уменьшается до нуля. Изменение параметров
и K может быть линейным или показательным.