Первый шаг разработки приложения состоит в создании интерфейса. Добавьте на форму три компонента TEdit (поля, предназначенные для ввода исходных данных и вывода результата), два компонента TLabel (для изображения знака операции «+» и знака равенства «=»), а так же компонент TButton (кнопку для получения результата). Выравнивание компонентов по размерам(Size), расположению(Align) и другие функции редактировании интерфейса находятся в пункте Edit главного меню. Для того, чтобы выделить группу элементов, выделяйте их по очереди с клавишей Shift, или охватите выделяющим прямоугольником с помощью мыши.
В результате усилий по разработке интерфейса пользователя, окно должно приобрести вид, представленный на рисунке 1.8.
Рисунок 1.8 – Расположение компонент на форме
Следующий шаг разработки приложения заключается в настройке свойств компонент. Каждый компонент имеет по умолчанию определенный набор значений свойств. Однако некоторые из них приходится изменять. В таблице 1.2 перечислены свойства компонент, которые вы должны изменить.
Напомним, что свойства следует менять в окне Object Inspector (F11) на закладке Properties.
Таблица 1.2 – Настраиваемые свойства компонент проекта
Компонент
Свойство
Значение свойства
Form1
Caption
Простейший калькулятор
Label1
Font ->Size
Caption
+
Label2
Font ->Size
Caption
=
Edit3
ReadOnly
True
Button1
Caption
+
Font ->Size
Name
btnPlus
После изменения свойств, следует несколько изменить расположение компонент, в результате чего интерфейс приложения приобретает вид, представленный на рисунке 1.9.
Итак, интерфейс спроектирован, можно перейти к программированию приложения, которое заключается в написании процедур обработки событий и вспомогательных процедур и функций.
Рисунок 1.9 – Окончательный вид конструктора формы
Создание процедуры инициализации приложения
Обычно, перед началом работы с приложением, требуется выполнить некоторые подготовительные действия, которые называют инициализацией. В нашем примере мы просто очистим поля Edit1, Edit2, Edit3. Это можно было бы сделать и путем установки свойства text на этапе проектирования, но в этом случае мы не будем видеть названия полей, которые понадобятся при программировании.
Процедуру инициализации свяжем с событием OnCreate. Напомним, что для создания шаблона процедуры обработки события нужно в окне Object Inspector (F11) на закладке Events найти строку с событием OnCreate и сделать двойной щелчок мышью в поле имени процедуры.
Вид процедуры, который она должна иметь, приведен на рисунке 1.10. Процедура состоит из трех инструкций, в которых свойству text трех компонентов присваивается значение пустой строки.
Рисунок 1.10 - Процедура инициализации приложения
Обратите внимание на следующие моменты.
Имя свойства связывается с именем компонента точкой.
Для того чтобы присвоить свойству значение, используется оператор присваивания (двоеточие со знаком равенства).
Свойству text присваивается значение строки символов, а не число. Признак строки символов – это одинарные кавычки в начале и конце последовательности символов. В данном случае строка пустая.
Каждая инструкция в процедуре заканчивается символом точка с запятой.
Как только текст будет написан, можете запустить приложение на выполнение и посмотреть, как оно работает.
Вы можете вводить числа в пустые поля, нажимать на кнопку, но результата нет, так как не создана процедура обработки события нажатия на кнопку.