Цель заключается в разработке модели, имитирующей работу банка по обслуживанию клиентов. Такая задача была поставлена для того, чтобы выявить эффективность работы системы обслуживания банка для дальнейшей ее оптимизации.
Для решения задачи было принято допущение, что очередь клиентов в банке не ограничена, и, следовательно, данная модель является n-канальной СМО с ожиданием, где n – количество касс обслуживания. Также принимаем допущение, что все потоки событий (случайные события) в системе являются Марковскими. Напомним, что случайный процесс, протекающий в системе, называется Марковским, если для любого момента времени t0 вероятностные характеристики процесса в будущем зависят только от его состояния в данный момент t0 и не зависят от того, когда и как система пришла в это состояние.
Поток заявок (клиентов банка) в систему поступают с интенсивностью ?, а ? - интенсивность обслуживания каждого канала (кассир-операционист банка). На рис.1 представлен граф состояний многоканальной СМО с ожиданиями
Состояния СМО имеют следующую интерпретацию:
S0 - все каналы свободны;
S1 - занят один канал, остальные свободны;
Sn - заняты все n каналов, очереди нет;
S k - заняты все n каналов, r заявок в очереди, k=n+r;
Характеристиками эффективности обслуживания клиентов банка будут являться – среднее число заявок в очереди, среднее время ожидания в очереди, среднее время обслуживания заявки, а также процент загруженности касс. Все эти показатели можно получить из отчетов имитационной модели. Также имитационная модель позволяет установить расписание перерывов в работе касс, задать дисциплину обслуживания с разными приоритетами, что не может позволить себе обычный математический аппарат решений подобных задач.
В результате планируется получить наиболее приближенную к реальности модель работы банка. Практическая значимость данной работы очевидна: модель позволяет не только наглядно продемонстрировать процесс обслуживания банком клиентов, но и может путем экспериментов выявить наиболее оптимальное распределение ресурсов для повышения эффективности его работы. Также можно предположить применение данной модели на реальном объекте.