Появление глобальной сети – Интернет – в первую очередь повлияло на развитие информационного бизнеса во всем мире. С развитием сети Интернет в конце XX в. стало возможным формирование единого информационного пространства. Информационные ресурсы, ранее существовавшие разрозненно в различных информационных системах, сейчас интегрированы на базе глобальной сети.
Национальные и международные инициативы направлены на расширение доступа к образовательным ресурсам. На основе Интернет формируются интегрированные системы доступа к ООР. Данные ресурсы имеют большое значение для образовательного сообщества, обладая огромной ценностью для развития и распространения образования в мире. Интенсивное развитие ООР и создание международных интегрированных систем доступа к ним позволяет говорить о формировании глобальных университетских сетей. На основе этих сетей становится возможным:
- расширение доступа к образованию на основе создания единого образовательного пространства;
- обеспечение межкультурных коммуникаций, включающих преподавателей и студентов;
- формирование среды, способствующей развитию международного сотрудничества в области образования.
Развитие открытых ресурсов и формирование международных систем доступа к ним является одним из факторов формирования глобального информационного общества, обеспечивающего свободный обмен информацией и знаниями, что позволяет всем пользователям Интернет использовать преимущества открытых ресурсов.
Несмотря на единое информационное пространство и высокий уровень современных информационных технологий, говорить о формировании глобального информационного общества с равными правами доступа к информации и новым знаниям преждевременно. Свободному использованию единого информационного пространства и Интернет может препятствовать множество факторов. В международной практике можно выделить три типа барьеров, ограничивающих использование сети:
1. Законодательный барьер, ограничивающий, права пользователей в доступе к определенным ресурсам Интернет или производителей информационных ресурсов в распространении информации (цензура и т.п.), например Китай, Иран, Северная Корея.
2. Материальный или технологический барьер. Получение доступа к сети Интернет связано с материальными затратами на приобретение компьютера или иных дорогостоящий устройств, а также услуг обеспечивающих связь (услуг провайдера). Таким образом, распространение Интернет и увеличение числа пользователей напрямую связано с уровнем дохода населения.
3. Языковой барьер. Пользователи, имеющие неограниченный доступ к Интернет, тем не менее, не могут его реализовать в полной мере. Большая часть информации представлена на языке, будь-то текстовая или видео/аудио. Таким образом, пользователь может воспользоваться только, теми информационными ресурсами, которые представлены на языках, которыми он владеет. Владение иностранными языками является одним из основных факторов позволяющих получить доступ к информации.
Популярная свободная энциклопедия Wikipedia на 2008г. имеет более 10,5 млн. статей на 264 языках мира. Тем не менее, пользователи, владеющие русским языком, могут воспользоваться только 3% этого ресурса. Однако данное категоричное заявление не учитывает такого явления, как дублирование информации, которое в свободных ресурсах (бесплатного доступа) Интернета достигает огромных масштабов, т.е. не исключено что имеющаяся на русском языке информация является переводом или переведенной на другие языки.
Интенсивное развитие ИКТ и формирование глобального информационного общества обуславливает появления дополнительных факторов, которые необходимо учитывать при работе с открытыми ресурсами Интернет.
Авторское право
Основная проблема в распространении свободного доступа к образовательным ресурсам заключается в требовании соблюдения авторских прав. В международной практике авторы все чаще используют так называемую «открытую лицензию» для того чтобы создать условия для свободного доступа к их материалам. Некоммерческая организация Creative Commons (http://creativecommons.org/) предоставляет авторам возможность передать общественности некоторые из своих прав на основе выбранного типа лицензии, предусматривающей условия использования авторских материалов. Так же можно выделить GNU Free Documentation License (http://www.gnu.org/).
Поиск информации/Доступ
Свободный обмен знаниями в Интернет обеспечивается открытым доступом к ресурсам. В 2007г. количество веб-сайтов в Интернете превышало 155 млн. и выделить из этого огромного информационного массива ресурсы, содержащие сведения, обладающие высокой ценностью, становится сложной задачей для пользователей. Пользователи зачастую не знают о существовании качественных информационных ресурсов, обращаясь в основном к ресурсам, которые лежат на поверхности. Наиболее популярным средством навигации по открытым ресурсам Интернет являются поисковые машины, но они не обеспечивают эффективного поиска ООР. Веб-сайты, содержащие ООР не могут конкурировать с коммерческими веб-сайтами за высокие позиции в списке результатов поиска. Таким образом, ссылки на ООР оказываются на 3,5, 10…n-страницах, которые пользователи, как правило, не открывают. Проблема доступа к ООР обусловлена и тем, что они представлены на множестве различных веб-сайтов.
Многократное дублирование
Современный уровень развития ИКТ позволяет быстро и практически без затрат копировать и распространять информацию, что приводит к многократному дублированию информации и ее избыточности в информационных системах. По оценкам специалистов объем накапливаемых знаний удваивается каждые два-три года, информационный поток нарастает, но на его фоне степень удовлетворения информационных потребностей пользователей снижается. Опасность этого явления заключается в том, что пользователи могут не получить доступа к источникам, содержащим новые сведения или знания.
Качество информационных ресурсов
Вопрос качества открытых ресурсов остается дискуссионным. Создаваемые информационные ресурсы по требованию современного века информации не успевают пройти той качественной обработки, которой подвергаются печатные издания, т.е. процедуры рецензирования научных статей и образовательных материалов ведущими экспертами, апробация их на практике. Учебные материалы все чаще называют термином «контент», не дающим ни каких указаний на категорию и качество содержания. В отдельных информационных системах пользователи могут оценивать качество материалов, присваивая им соответствующий ранг и оставляя комментарии. Пользователи должны самостоятельно оценивать качество предлагаемых в открытом доступе учебных материалов и брать риски по их использованию на себя.
Пользователи, не обладающие необходимой квалификацией и опытом, порой и не представляют о тех, возможностях которые им предоставляет Интернет, в части открытого доступа к образовательным и научным ресурсам. Знания и умения по работе с современными источниками информации и знаний предоставляет обучение информационным компетенциям. Информационные компетенции (ИК) включают умение выделить при решении стоящей задачи требования к информации, знание структуры мировых информационных ресурсов, стоимости информации, владение технологиями доступа к необходимым сведениям, а также умение находить необходимую информацию, ее оценивать и использовать при решении конкретных задач. Информационные компетенции позволяют наиболее эффективным путем получить необходимую информацию и использовать ее для выработки нового знания.
Литература
1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях/ Н.И.Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003.- 296с.
2. Гражданский кодекс, часть 4.
3. Интернет разросся до 155 миллионов сайтов// Lenta.ru 12.01.2008 URL: http://lenta.ru/news/2008/01/12/growth/
4. Информатика как наука об информации: Информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты / Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, Г.З. Залаев, В.А. Цветкова, О.В. Барышева, А.А. Калин; под ред. Р.С. Гиляревский. – М.: ФАИР-Пресс, 2006. – 528с.
6. Нестеров Л.И. Организация статистики за рубежом: Научно-популярное издание/Л.И. Нестеров. М.: ИИЦ «Статистика России», 2006. – 155с.
7. Основные принципы деятельности национальных служб // Вопросы статистики 2000, № 3.С. 3 – 13.
8. Правовые рекомендации для создателей и владельцев электронных библиотек / Российская ассоциация электронных библиотек (Некоммерческое партнерство «Электронные библиотеки»); Сост.: А.Б. Антопольский, Е.А. Данилина, И.В. Невзоров, Т.В. Майстрович, В.Н. Монахов; под ред. В.Н. Монахова. М.: 2006. – 88с.
9. Рахматуллин И. Информационные ресурсы – проблемы эффективного использования// “Обозреватель-Observer” научно-технический журнал. – №8 (187). – 2005г. – С.58.
10. Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Мировые информационные ресурсы и их использование в экономике, науке и образовании. // Открытое образование, № 3, 2007. - С. 47-53.
11. Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 года.
12. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», 27.07.2006, №149-ФЗ
13. Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» № 282-ФЗ от 29.11.2007.
16. MIT OpenCourseWare: 2005 Program Evaluation Findings Summary URL: http://ocw.mit.edu/ans7870/global/05_Eval_Summary.pdf
17. PR Newswire, April 14, 2005, from Software & Information Industry Association
18. Tomaiuolo, Nichlas G., The Web library: building a world class personal library with free Web resources/ Nicholas G. Tomaiuolo; edited by Barbara Quint. 2004, 408p.
19. UNESCO (2002) Open and distance learning: trends, policy and strategy considerations/ Division of Higher Education, Paris: UNESCO
Приложение 1. Ресурсы Интернет.
По проблемам формирования информационного общества:
1. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» http://ifapcom.ru/355/
2. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Официальный сайт саммита большой восьмерке в Санкт-Петербурге, 2006 г. http://g8russia.ru/docs/12.html
Официальные веб-сайты органов государственной власти:
3. Веб-сайт Федерального собрания - Государственная Дума http://www.duma.gov.ru/
4. Веб-сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ http://www.council.gov.ru/
5. Веб-сайт Президента РФ http://president.kremlin.ru/
6. Веб-сайт Правительства РФ http://www.government.ru/
7. Веб-сайт Конституционного суда РФ http://www.ksrf.ru/
8. Веб-сайт Высшего арбитражного суда РФ http://www.arbitr.ru/
9. Веб-сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru/mainpage.php
Открытые образовательные ресурсы ведущих университетов:
10. Йельский университет (Open Yale Courses http://oyc.yale.edu/),
11. Принстонский университет (Princeton University http://www.princeton.edu/WebMedia/lectures/),
12. Гарвардский университет (Harvard University http://ocp.hul.harvard.edu/),
13. Массачусетский технологический институт (OCW MIT http://ocw.mit.edu/),
14. Нотрдамский Университет (University of Notre Dame http://ocw.nd.edu/).
15. Paris Institute of Technology (http://graduateschool.paristech.org/)
Интергрированные информационные системы образовательных ресурсов:
17. Educational Resources Information Center (ERIC) http://www.eric.ed.gov/Япония Japanese OCW Consortium (http://www.jocw.jp/) предоставляет доступ к более 400 курсам 18 университетов.
18. Китай - China Open Resources for Education (CORA http://www.core.org.cn/en/) содержит 750 курсов, 222 университета.
19. Корея - Korean OCW Consortium http://www.kocw.net/en/.
20. Канада Lornet http://www.lornet.org/
21. MERLOT (Multimedia Educational Resource for Learning and Online Teaching) http://www.merlot.org/
22. EducaNext http://www.educanext.org/
23. Eduforge http://eduforge.org/
24. World Lecture Project http://www.world-lecture-project.org/
25. Video Lectures Net http://videolectures.net/
Электронные библиотеки:
26. Российский образовательный портал http://www.edu.ru/
27. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 40тыс. Материалов
28. Единое окно Федерального центра информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru, содержит около 50 000
29. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
30. Университетская информационная система Россия http://uisrussia.msu.ru/is4/servlet/is4.wwwmain
31. Университетская информационная система РОССИЯ uisrussia.msu.ru
32. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий IQ Library http://www.iqlib.ru/
33. Научная электронная библиотека (http://www.elibrary.ru/)
34. Национальная Электронная библиотека - www.runeb.ru
35. Нормативная база Государственной сисетмы научно-технической информации http://www.gsnti-norms.ru/norms/
36. Научно-техническая библиотека - www.sciteclibrary.ru
37. Библиотека по правам человека - www.hro.org/editions/
38. Электронная библиотека Британского совета - www.britishcouncil.ru/virtuallibrary/
39. Информационно-библиотечный центр МЭСИ http://ibc.mesi.ru/index.htm
Ресурсы статистической информации:
40. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru/
41. Базы данных статистической информации ООН http://unstats.un.org/unsd/databases.htm
42. The International Trade Centre www.intracen.org
43. Межгосударственный статистический комитет http://www.cisstat.com/rus/