Международные системы доступа к ресурсам высокого качества имеют большое значение для формирования глобального информационного общества и создания глобальных университетских сетей.Инициатива по созданию международных интегрированных систем доступа к ООР принадлежит университетам и научным центрам. Миссия таких систем заключается в создании информационной сети, поддерживающей международное сотрудничество, развитие науки и образования.
Международные системы, объединяющие университеты, студентов и преподавателей со всего мира, образуют глобальные университетские сети, позволяющие обмениваться учебными материалами, находить коллег, реализовывать международные проекты.
Одним из наиболее популярных средств доступа к ООР стала система Open Educational Resources Commons (OER,http://www.oercommons.org/). ОER представляет собой сеть, в которой преподаватели образовательных учреждений различного уровня от начальной школы до университета могут использовать материалы своих коллег, делиться своими собственными материалами, а также сотрудничать с ними. Здесь представлено более 4,5 тысяч материалов для начального образования, более 6 тысяч для среднего и около 13 тысяч для профессионального образования.
OER содержит учебные и методические материалы, которые находятся в свободном доступе для каждого пользователя, к ним относятся следующие: полные курсы, модули курсов, лекции, домашние задания, викторины, лабораторные работы, методические материалы, игры, моделирующие системы и многие другие типы учебных материалов со всего мира.
Реализует данную системуИнститут изучения управления знаниями в образовании (Institute for the Study of Knowledge Management in Education, ISKME http://www.iskme.org/) при поддержке университетов, которые разрабатывают открытые информационные ресурсы, а также ряда государственных и частных организаций. Цель создания данной системы заключается в расширении образовательных возможностей для всех граждан за счет расширения доступа к высококачественным образовательным ресурсам, а также содействии созданию, использования ООР преподавателями, студентами и самостоятельно обучающимся людьми.
OER выполняет следующие основные функции:
· Для эффективного использования ООР обеспечивает единое место доступа, где все заинтересованные лица могут свободно производить поиск необходимых ресурсов, просматривать их, скачивать для дальнейшего изучения, а также обсуждения.
· Способствовать расширению возможностей тех, кто использует ООР для создания и представления высококачественных образовательных материалов для использования другими пользователями.
· Создание образовательного сообщества для обмена информацией между преподавателями и студентами по созданию стандартов для ООР, определения, повышения и оценки качества ООР, доступных в Интернете.
Появляются информационные сети, которые позволяют пользователям не только просматривать учебные материалы, но размещать собственные материалы, а также создавать новые на основе технологий Web 2.0. Например, MERLOT (Multimedia Educational Resource for Learning and Online Teaching) http://www.merlot.org/ открытый ресурс, разработанный в США для преподавателей и студентов вузов. MERLOT содержит:
· Каталог он-лайн учебных материалов, комментарии пользователей, структурированные по дисциплинам, более 20000 учебных материалов;
· Международный консорциум, объединяющий разработчиков ООР, с целью повышения качества высшего образования;
· Сообщества, объединяющие около 65тыс. сотрудников вузов по направления подготовки, заинтересованных в обмене учебными материалами и опытом, зарегистрированные пользователи сайта имеют возможность самостоятельно добавлять сведения о своих учебных материалах, находящихся в открытом доступе;
· Технические и программные средства для создания и работы с ООР.