русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Задачи и упражнения по главе 3


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 886; Нарушение авторских прав


1. Найдите собственные числа и собственные векторы стохастической матрицы

p1 q1

Р = , где pi + qi = 1, i = 1,2

q2 p2

Преобразуйте их к виду

P = U Λ U-1,

где Λ - диагональная матрица.

Вычислите Рn при n ->∞ .

2*. Дана стохастическая матрица

Q R

а) представьте Р в блочном виде Р =

Ø W

б) вычислите матрицу N = (I -Q)-1;

в) сделайте, спектральное разложение матрицы P = U Λ U-1;

г)вычислите Р.

3. Процесс описывается неоднородной цепью Маркова, данной на рисунке 4.2.

Вероятности перехода зависят от номера шага к следующим образом:

0.475 + 0.05k 0.025 + 0.95k

Р1(k) = ————————; Р2 (k) = ———————— ;

0.5+k 0.5+k

Р3=0.1; Р4 =0.9;

0.135+ 0.04k 0.015+ 0.36k

Р5 (k) = ———————— ; Р6 (k ) = ———————— .

0.15 + 0.4k 0.15 + 0.4k

Оценить:

а) вероятности пребывания процесса в различных cостояниях при к = 1,2,3 ;

б) вероятность завершения процесса за 4 шага;

в) среднее число пребываний процесса в невозвратных состояниях при больших k.

4*. Вычислительный процесс определяется схемой на рисунке 4.3.

 

Рассматривая этот процесс как цепь Маркова, определить:

а) вероятность того, что процесс завершится за 3 шагапри следующих значениях переходных вероятностей:

о) предельные вероятности завершения процесса по каждому из выходов при значениях вероятностей перехода заданных в п. а);

в) среднее число пребываний процесса в невозвратных состояниях при значениях вероятностей, заданных в п. а);

г) предельную трудоемкость (время выполнения) узла 2 при котором среднее время его выполнения не превысит 5% от суммарного среднего времени выполнения всего процесса.
Вероятности переходов определены в п. а), а трудоемкости других узлов следующие:

д) узел, имеющий наибольшее среднеквадратичное отклонение трудоемкости. Вероятности переходов определены в п. а), а трудоемкости узлов следующие:



5. Линейный автомат. Частица движется по прямой единичными шагами (рис 4.4). Всего имеется 5 состояний S1,...,S5,, при этом состояния S2, S3, S4 - внутренние, S1 ,S5 -граничные. Вероятность перемещения частицы из данного состояния влево равна р , вправо - q = 1 — p.

Построить, цепь Маркова для описанной ситуации при следующих дополнительных условиях:

а) процесс, достигнув S1 и S5, остается там навсегда. Оценить математическое ожидание числа пребываний в каждом изсостояний, если процесс стартует из S3;

б) частица, достигнув S1 или S5, «отражается» и возвра­щается в состояние, из которого пришла, а попав в S3, остается там навсегда. Оценить математическое ожидание числа пре­рываний в каждом из состояний, если процесс стартует из S2;

в) состояния S1 и S5 соединены так, что вероятность перехода от S5 к S1, равна q, а отS1 к S5 - р. Попав в S3, частица остается там навсегда. Оценить математическое ожидание числа пребываний в каждом из состояний, если процесс стартует из S1.

6. Условия те же, что и в задаче 5, но перемещение происходит со следующими вероятностями: перемещение влево - р, перемещение вправо - q, отсутствие перемещения - r, р +q+r = 1. Построить цепь Маркова для описанной ситуации при следующих дополнительных условиях:

а) процесс, достигнув S1 и S5, остается там навсегда. Оценить математическое ожидание числа пребываний в каждом из состояний, если процесс стартует из S3;

б) частица, достигнувS1 и S5, «отражается» и возвращается в состояние, из которого пришла, а попав в S3, остается там навсегда. Оценить математическое ожидание числа пребываний вкаждом из состояний, если процесс стартует из S4;

в) состояния S, и S; соединены так, что вероятность перехода от S5 к S1 равна q, а от S1 к S5 - р. Попав в S3,

Частица остается там навсегда. Оценить математическое ожидание числа пребываний в каждом из состояний, если процесс стартует из S5.

7. Решить задачу 5 в предположении, что время изменяется непрерывно, а плотности вероятностей перехода частиц влево равны μ. а вправо – μ2 ∙ μ12 =μ Построить цепь Маркова для непрерывного времени, написать дифференциальные уравнения для вероятностей пребывания каждом из состояний. Оценить предельные вероятности.

Рассмотреть случаи а), б), в) из задачи 5.

8. Решить задачу 6 для непрерывного времени. Плотности вероятностей перехода частиц влево, вправо и отсутствия перемещения равны, соответственно, μ1, μ2, μ3. Построить цепь Маркова для непрерывного времени, написать дифферен­циальные уравнения для вероятностей пребывания в каждом из состояний. Оценить предельные вероятности.

Рассмотреть случаи а), б), в) из задачи 6.

9. С магнитной ленты считывается массив, состоящий из N блоков данных, с проверкой контрольной суммы по блокам. Вероятность правильного прочтения г-го блока равна рi. При ошибке чтения делается реверс ленты и новая попытка чтения. Количество попыток не ограничено. Составить сеть Петри, моделирующую эту систему, и соответствующую цепь Маркова. Оценить:

а) математическое ожидание времени чтения массива при N = 100, если для всех блоков р = 0.9, время чтения tч-1c, время реверса tp =0.5c;

б) минимально необходимую вероятность правильного прочтения блока pmin для того, чтобы время чтения массива увеличилось не более чем на 10%, по сравнению со временем Ntч, отношение времени чтения и реверса t4/tp=4;

в) среднеквадратичное отклонение времени чтениямассива от математического ожидания, если для всех блоков рi=0.95, tч=1c, tp=0.3c, N=200;

г) оценить вероятность правильного прочтения блока рi, еслипри чтении 1000 блоков было зафиксировано 5 реверсов.

Принять, что все pi равны.

10. По информационному каналу с помехами осуществ­ится передача блоков данных в дуплексном режиме от источника И к приемнику П. Это означает, что, получив очередной блок от И, П посылает «квитанцию» И для проверки. Если И подтверждает правильность передачи, то данный блок считается переданным, в противном случае передача повторяется. Число попыток не ограничено. Рассматривая канал как цепь Маркова, где pi - вероятность правильной передачи И —> П, а р2 то же для передачи П—>И, оценить;

а) математическое ожидание и дисперсию числа попыток передачи одного блока от И к П;

б) математическое ожидание и среднеквадратичное отклонение времени передачи массива из 100 блоков при P1 =0.95, р2=-0.99. время передачи блока от И к П - 0.1с, время передачи «квитанции» от П к И - 0.05с;

в) математическое ожидание и среднеквадратичное отклонение числа повторных передач блоков при N=1000 p1=0.99, р2 =0.995;

г) вероятности р1 и р2, если известно, что при передаче 1000 блоков было зафиксировано 3 «переспроса». Принять p1 = p2.

11. Триггер с тремя входами - R, S, С и двумя выходами yо и у1 (рис 4.4) может находиться в двух состояниях:

s0(yо =1,y1= 0) И s,(y0 = 0,у1 = 1).

 

Переход из одного состояния sj(tk) в другое sj(tk=1 )i, j = 0,1 зависит от входного сигнала U(tk) в момент tk иопределяется следующей схемой:

Предположим теперь, что вероятности правильного перехода при входных сигналах R, S, С равны, соответственно, pr ps pс, qr=1-pr qs =1-ps, qс= -1-pс - вероятности ложного срабатывания. Рассматривая последовательность смены состояний s(t0), s(t1), s(t2) (выходное слово) - при последовательности входных сигналов U(t1), U{t2)... (входном слове), оценить:

а) вероятность нахождения триггера в каждом из состояний при входном слове RCRCS , если S(t0 ) = S0

б) то же при входном слове RRCCCSS и S(t0)=S1;

в) оценить уровень надежности триггера рs для того, чтобы при 106 срабатываниях по сигналу С вероятность ошибки была бы не больше 10-5 .

12*. Рассматривается очередь длинной N перед обслуживающим устройством.

 

На вход системы поступают заявки. Число одновременно поступающих заявок не превышает М .

Устройство в каждый момент времени обслуживает только одну заявку (если очередь не пуста). Количество поступающих на вход очереди заявок ξ, представляет собой - случайную величину со следующим распределением:

Величины ат заданы и представляют вероятность того, что на вход очереди поступит т заявок. Состояние системы Si определяется как число заявок i, ждущих обслуживания к началу k-го такта. При этом, если S(tk) = Si , то S(tk+])=Sj

причем

Составить модель системы в виде сети Петри и соответствующую цепь Маркова.

Составить матрицу вероятностей перехода для М = 3, N = 4 и произвести следующие вычисления:

а) вычислить вероятности пребывания в каждом из состояний через 3 шага для следующего распределения вероятностей поступления заявок: a0=0.2, a1=0,3, а2 =0.3,а3 = 0.2 . В начальный момент времени очередь была пуста;

б) определить предельные вероятности пребывания системы в каждом из состояний при заданных выше вероятностях;

в) определить среднюю длину очереди для указанных выше условий.

13*. Студент некоторого учебного заведения с четырехгодичным обучением каждый год с вероятность p переходит на следующий курс, с вероятностью q остается навторой год и с вероятностью r отчисляется из института (р + q +r= 1). Составить модель процесса в виде сети Петри и рассматривая процесс перехода с курса на курс как цепь Маркова, определить следующие величины:

а) вероятность того, что студент окончит институт за 4 года. Для расчета положить р = 0.8, q = 0.1, r = 0.1;

б) то же, что и в п. а, но при дополнительном условии, что на каждом курсе нельзя находиться более двух лет;

в)математическое ожидание числа лет пребывания на каждом курсе при условии, что студент поступил на первый курс. Взять данные п. а;

г) дисперсию числа лет пребывания на каждом курсе при условии, что студент поступил на первый курс. Взять данные п. а.

14*. Студент изучает курс в интерактивном режиме с помощью компьютерной системы. Изучение одного модуля (фрагмента курса) состоит из чтения теоретического материала и сдачи тестов. При оценке знаний на «4» и «5» модуль считается освоенным; при оценке «3» студенту дается дополнительный материал и снова проводится тестирование; при оценке «2» студент изучает модуль с самого начала.

1.Составить сеть Петри и цепь Маркова для данной задачи.

2.Определить среднее время изучения модуля, если чтение теоретического материала занимает 1 час, чтение дополнительного материала - 0.5 часа, тестирование - 0.2 часа, вероятность получения оценок «4» и «5» равна p1, оценки «3» p2, оценки «2» - рз, (р1+ р2+ р3= 1). Для расчетов взять p1=0.5, р2=0.3, р3=0.2.

15. При реализации двух моделей аппаратуры фирма придерживалась следующих правил:

1.Одновременно продается только одна модель.

2.Если текущий месяц был успешным, то на следующий месяц реализуется та же модель, при этом вероятность успеха сбавляет р1, вероятность неудачи q1 =1- р1.

3. Если текущий месяц был неудачен, то на следующий месяц реализуется другая модель, при этом вероятность успеха оставляет р2 вероятность неудачи q2 = 1- р2.

Составить событийную модель системы в виде сети Петри и, рассматривая процесс реализации аппаратуры как цепь Маркова с двумя состояниями (S1 - успех и S2 - неудача), определить следующие характеристики:

а) вероятность успеха и неудачи через 4 шага при условии, что реализация началась с удачи. Для вычислений взять р1 = 0.5 , р2 =0.7;

б) вероятность успеха и неудачи через 3 шага при условии, что реализация началась с неудачи. Для вычислений взять р, = 0.45, р, =0.6 ;

в)предельные вероятность успеха и неудачи при большом числе шагов. Для вычислений взять р1 =0.5, р2 =0.6 .

16. В условиях задачи 15 известно, что успех после успешного шага приносит доход с11 рублей, неудача после успешного шага - доход с12 рублей, успех после неудачи – с21 рублей, неудача после неудачи - с22 рублей. Определить следующие величины:

а)математическое ожидание полного дохода через 3 шага при условии, что реализация начинается с успеха. Взять Р1 = O,5 , р2 = 0.7, с11 = 500 , с12 = 150 , с21 = 200, с22= 400 ;

б)математическое ожидание полного дохода через 4 шага при условии, что реализация начинается с неудачи. Взять числовые данные из п. а;

в)составить в общем виде разностные уравнения для вычисления математического ожидания дохода на п + 1 шаге, если известны математические ожидания дохода на п шаге.

 

5. Лабораторный практикум

Приведенный ниже цикл из восьми лабораторных работ рассчитан на 34 часа работы в компьютерном классе и примерно на такой же объем самостоятельной работы в компьютерном классе или на домашних компьютерах. Тематика работ, как и вся книга, ориентирована в основном на две методологии моделирования систем.

Первый цикл,состоящий из работ с 1 по 4, связан с моделированием систем на основе методологии сетей Петри. Здесь, помимо собственных программ, которые пишут студенты при выполнении работ, возможно использование программы CPN Tools. Краткая инструкция по работе с этой программой приводится в приложении А.

Аналогично, при исследовании цепей Маркова (работы с 5 по 7) предполагается умение работать с универсальным математическим пакетом MathCad.

Заключительная, восьмая, работа носит творческий характер. Она подводит итог изучению рассмотренных в книге методов моделирования систем и вводит студента в курс моделей и методов прикладного системногоанализа и CASE-технологий, которые используются при разработке информационных систем и программного обеспечения.

В случае необходимости по материалам данного лабораторного практикума могут быть сформированы задания по курсовой работе.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи и упражнения по главе 2 | Моделирование систем с помощью обыкновенных сетей Петри


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.