2. Where do students have Physical Training lessons?
3. Where can students have lunch at the college?
4. Where do students have practical lessons?
A) in the library B) in the canteen
C) at the gymnasium D) in the workshops
Лабораторная работа № 3
Программирование ветвлений и циклов
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью работы является закрепление знаний по командам условного и безусловного переходов и циклов на примере программ на языке ассемблера, а также приобретение навыков написания программ с циклами.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Команды условного перехода
Команды передачи управления реализуют изменение естественного порядка выполнения команд программы. Их можно разделить на 3 подгруппы, описание которых приведено в приложении 1 [5]. В мнемонические обозначения команд условного перехода входят буквы, которые определяют условия в соответствии с таблицей 1 [1]. В этой таблице операнд “метка перехода” или “близкая метка” отражает тот факт, что метка помеченной команды должна находиться в пределах текущего сегмента кода и на относительном расстоянии от команды перехода >-128 и < 127 байтов. Ограничение (–128..127) байтов снято у процессоров, начиная с модели 80386, однако ограничение передачи управления в пределах текущего сегментного кода действует и в моделях PENTIUM.
Таблица 1
Мнемокоды команд условного перехода
Буква мнемокода
Условие
Тип операндов
Е
равно
любые
N
Не равно
любые
G
больше
Числа со знаком
L
меньше
Числа со знаком
А
Выше, в смысле “больше”
Числа без знака
В
ниже, в смысле “меньше”
Числа без знака
Решение о том, куда будет передано управление командой условного перехода, принимается на основании условия. Источниками таких условий могут быть:
- любая команда, изменяющая состояние арифметических флагов (ниже эти флаги будут перечислены);
- команда сравнения CMP.
Формат команды CMP:
CMP приемник, источник или CMP операнд1, операнд2.
Эта команда осуществляет вычитание (операнд1 - операнд2) или (приемник – источник), однако результат никуда не записывается, а только устанавливает флаги в соответствие с таблицей 2 [5].
Таблица 2
Значения флагов, устанавливаемые командой CMP
Сравниваемые операнды
Флаги
OF
SF
ZF
CF
Операнды без знака
Источник < приемник
Н
Н
Источник = приемник
Н
Н
Источник > приемник
Н
Н
Операнды со знаком
Источник < приемник
0/1
H
Источник = приемник
H
Источник > приемник
0/1
H
В этой таблице приняты следующие обозначения:
- “H” означает, что ‘не имеет значения” или иначе, на этот флаг операция не влияет;
- 0/1 означает, что флаг устанавливается или в 1 или в 0 в зависимости от значений операндов (отрицательные или положительные или разнознаковые операнды сравниваются).
Приведем еще одну таблицу 3 [1], в которой отражается действие команд условного перехода по значениям анализируемых этими командами флагов. В этой таблице через слеш ‘/’ перечисляются идентичные команды, действие которых совершенно одинаково, и применение конкретной из них зависит от пристрастий программиста. Наличие идентичных команд объясняется тем фактом, что если число_1 >число_2, то можно с уверенностью утверждать, что число_1 не (меньше или равно) число_2.