Одним из основных в теории потребительского выбора является уравнение Слуцкого.
Это уравнение позволяет увязать действие эффекта дохода с результирующим изменением спроса.
Основное матричное уравнение:
можно записать следующим образом:
= (9)
Решение этой системы относительно показателей сравнительной статики по спросу имеет вид:
(12)
(10)
(11)
Здесь - обратная матрица Гессе, а - скалярная величина. Можно показать, что поэтому скаляр можно интерпретировать как коэффициент убывания предельной полезности денег.
Сравнивая (11) и (12) замечаем, что
Сопоставляя это уравнение с (10), получаем
(13)
Равенство (13) называется уравнением Слуцкого. Это же уравнение называют основным уравнением теории ценности.
В координатной форме уравнение Слуцкого выглядит так:
(14)
Первое слагаемое в правой части описывает действие эффекта замены (т. е. компенсированное изменение цены на спрос), второе – действие эффекта дохода (влияние изменения дохода на спрос), выраженное в тех же единицах измерения. Слева записано результирующее воздействие на спрос, складывающееся из изменения структуры спроса и общего его изменения при изменении уровня реального дохода.
Перепишем уравнение следующим образом:
(15)
Из (4) следует, что матрица влияния замены симметрична и отрицательно определена. Из отрицательной определенности следует
(16)
Отсюда вывод 1– компенсированное возрастание цены товара приводит к уменьшению спроса на этот товар.
Из симметричности матрицы влияния замены и уравнения (15) получаем:
Поэтому уравнение Слуцкого, в частности, означает, что:
(17)
Здесь производная называется влиянием на спрос (на j – й товар) изменения частной цены (цены j - го товара). Равенство (17) используют для характеристики типов товаров.
Товар вида j называется:
1) нормальным, если ;
2) товаром Гиффина, если ;
3) ценным, если ;
4) малоценным, если .
Два товара i и j являются:
А) взаимозаменяемыми, если ;
Б) взаимодополняемыми, если .
На графике это обусловлено выпуклостью линий уровня функции полезности!
Как следует из (16) и (17), должно быть:
С учетом условия приходим к следующим выводам:
А) если , то обязательно ;
Б) если , то обязательно .
Отсюда вывод 2, товар Гиффина не может быть ценным, т. е. он обязательно малоценный.
В общем случае каждый товар попадает в одну из следующих категорий.
1. нормальный и ценный ( ; );
2. нормальный и малоценный ( ; )
3. товар Гиффина и малоценный ( ; ).
Выпишем и проверим уравнение Слуцкого для рассмотренной задачи потребительского выбора с функцией полезности:
Пусть U (x1,x2) = x1 * x2 → max, тогда
(18)
(19)
, (20)
(21)
(22)
Отсюда
, (23)
и (24)
Итак, в обоих случаях уравнения Слуцкого (при i = j и при ij) здесь выполнены.