русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Институт главы государства


Дата добавления: 2014-11-27; просмотров: 2171; Нарушение авторских прав


Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 528...

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен, либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства, либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти .

Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Так, среди 15 государств - членов Европейского Союза только в одной стране (Франция) глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа ЕС - Европейский Совет. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов.

Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конкретный анализ.



Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.

Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать.

В качестве главы государства выступают:

- наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью;

- выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;

- узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);

- коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов;

- коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю - регенту или регентскому совету. Кроме того, обязанности главы государства может выполнять должностное лицо, действующее от имени монарха в одном из государств, входящих в унию .

1.2 Виды главы государства

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором -- постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма -- в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше и др. В настоящее время подобным органом является Государственный совет на Кубе, где нет президента (по конституции глава государства -- председатель Государственного совета).

Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. Пpи коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей) -- председателем коллегии или его заместителем.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента этот созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда -- право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и отправлять правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха неиствовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.

Глава государства - это институт, представляющий государство. Разнообразие функций главы государства в разных странах вызывает трудности для более точного определения данного института.

Институт главы государства можно обнаружить не во всех республиках. Например, не было органа, который бы с полным правом можно было назвать главой государства в Древних Афинах в период расцвета демократии. Не было, по сути, главы государства и в ряде городов-государств в средневековой Италии в определенные исторические периоды. Формально не было органа, который можно было бы в полной мере охарактеризовать как главу государства в Женеве после провозглашения республики в 1536 г. В Конституции Грузии не был предусмотрен пост главы государства. Такового не было первоначально и в советских республиках. Однако в настоящее время более 70% существующих на Земле стран имеют в качестве главы государства президентов, другие страны имеют глав государств в другом статусе.

В большинстве современных государств действует единоличный глава, которым может быть избранное должностное лицо (чаще всего такой глава государства называется президентом) или монарх, замещающий свой пост по наследству.

В то же время в некоторых странах имеется коллегиальный, а не единоличный глава государства. Например, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом - Федеральным советом, который избирается сроком на четыре года парламентом в составе семи членов. Как правило, в его состав входят представители разных партий, т. е. он формируется на относительно широкой коалиционной основе. Председательствует в Федеральном совете президент, который избирается сроком на один год поочередно из состава его членов и выполняет чисто представительские функции. Конституция Швейцарии не предусматривает права парламента отправлять Федеральный совет в отставку досрочно. Однако некоторые рычаги парламентского контроля за органами исполнительной власти имеются. Так, Федеральный совет ежегодно отчитывается перед федеральным собранием, а кроме того, последнее осуществляет высший надзор за федеральной администрацией и рассматривает жалобы на административные решения Федерального совета, которые не входят в компетенцию Федерального суда.

Наряду со Швейцарией коллегиальный глава государства в настоящее время есть в Государстве Босния и Герцеговина (с 1992) и некоторых других странах. В XX в. имелись и другие примеры коллегиальных глав государств: в Польше (1952-1989), в Ираке (1958- 1963), в Йемене (1990-1994) и иных странах.

Есть примеры сочетания единоличного и коллегиального президентства. Так, в соответствии с действующей Конституцией 1982 г. в Китае полномочия главы государства осуществляются совместно Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей и Председателем КНР, избираемым указанным Собранием. В Уругвае Конституция 1917 г. (действовала до 1951 г. с перерывом в 1934-1938 гг.) предусмотрела сочетание в исполнении функций главы государства единоличного и коллективного начал. А в результате конституционного пересмотра 1951 г. (вплоть до принятия новой Конституции в 1967 г.) главой государства стал коллегиальный орган -- Национальный правительственный совет.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские постулаты | Партийная система современной России


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.21 сек.