М. А. Держо, Н. Е. Календарева, С. Т. Календарева, Н. Ю. Карпунина,
О. П. Козлова, Л. К. Попов, О. С. Ухинова. ВКИ НГУ. Новосибирск, 2011. – 136 с.
Целью данного учебного пособия является обучение основам программирования с использованием возможностей среды Delphi.
Пособие предназначено как для новичков, осваивающих азы программирования, так и для студентов, продолжающих изучение программирования и желающих освоить особенности разработки программ в среде Delphi.
Рецензент: канд. физ.-мат. наук А. М. Задорожный
© М. А. Держо, Н. Е. Календарева, С. Т. Календарева, Н. Ю. Карпунина, О. П. Козлова,
Л. К. Попов, О. С. Ухинова, 2011
Введение
|
|
Глава 1. Знакомство со средой Delphi
|
|
| 1.1.Использование компонентов общего назначения: TLabel, TButton, TEdit, TShape, TTimer, TPanel
|
|
|
| 1.1.1. Проект «Калькулятор»
|
|
|
| 1.1.2. Проект «Таймер»
|
|
|
| 1.1.3. Проект «Светофор»
|
|
|
| 1.1.4. Проект «Движение шарика TShape с отражением»
|
|
Глава 2. Изучение графики и работа с изображениями
|
|
| 2.1. Класс TCanvas, его свойства и методы
|
|
|
| 2.1.1. Рисование узоров
|
|
|
| 2.1.2. Рисование поля для различных игр
|
|
|
| 2.1.3. Рисование координатной сетки для построения графиков
|
|
|
| 2.1.4. Построение графиков элементарных функций
|
|
| 2.2. Класс TBitmap и работа с растровыми рисунками
|
|
|
| 2.2.1. Рисование на поле растрового рисунка в случайных местах
|
|
|
| 2.2.2. Движение двоичного образа по фоновой картинке
|
|
| 2.3. Компонент TImage и его использование в динамических приложениях
|
|
|
| 2.3.1. Проект «Движение компонента TImage»
|
|
|
| 2.3.2. Перемещение картинок
|
|
|
| 2.3.3. Проект «Движение компонента TImage по окружности»
|
|
Глава 3. Реакция на события от мыши и клавиатуры
|
|
| 3.1. События от мыши
|
|
|
| 3.1.1. Проект «Попади в мишень»
|
|
|
| 3.1.2. Проект «Снежинки»
|
|
|
| 3.1.3. Проект «Крестики-нолики»
|
|
|
| 3.1.4. Движение образа по удерживанию левой кнопки мыши
|
|
|
| 3.1.5. Проект «Жизнь клеток»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2. События от клавиатуры
|
|
|
| 3.2.1. Код клавиши
|
|
|
| 3.2.2. Управляемое движение образа по нажатию клавиши со стрелкой
|
|
|
| 3.2.3. Совмещение управляемого и неуправляемого движений. Проект «Догонялки»
|
|
Глава 4. Использование компонентов TMainMenu, TToolBar, OpenPictureDialog, SavePictureDialog, ColorDialog в графических приложениях
|
|
| 4.1. Проект «Простейший графический редактор»
|
|
Глава 5. Динамическое создание компонентов
|
|
| 5.1. Создание кнопок
|
|
|
| 5.1.1. Проект «Лохотрон»
|
|
|
| 5.1.2. Игра «Пятнадцать»
|
|
| 5.2. Создание компонентов TImage
|
|
|
| 5.2.1. Проект «Угадай картинку»
|
|
|
| 5.2.2. Проект «Собери картинку»
|
|
Глава 6. Массивы и списки
|
|
| 6.1. Компоненты TStringGrid и TDrawGrid
|
|
|
| 6.1.1. Сортировка массива
|
|
|
| 6.1.2. Проект «Таблица успеваемости»
|
|
|
| 6.1.3. Система предварительной продажи билетов
|
|
|
| 6.1.4. Проект «Таблица рисунков»
|
|
|
| 6.1.5. Рисование в таблице TDrawGrid
|
|
| 6.2. Компоненты TListBox, TCombobox , их свойства и методы
|
|
|
| 6.2.1. Прорисовка изображений в списке TListBox
|
|
|
| 6.2.2. Проект «Зоомагазин»
|
|
|
| 6.2.3. Проект «Шуточная игра»
|
|
|
| 6.2.4. Проект «Редактирование списка вопросов»
|
|
Глава 7. Использование компонентов TRadioGroup и TRadioButton в интерфейсе приложений
|
|
| 7.1. Тест «Знаете ли вы загадки?»
|
|
| 7.2. Проект «Исторические даты»
|
|
Глава 8. Работа с файлами
|
|
| 8.1. Компоненты TOpenDialog, TSaveDialog – диалоги открытия и сохранения файлов
|
|
|
| 8.1.1. Просмотр текстовых файлов
|
|
| 8.2. Добавление и удаление записей в файл и из файла
|
|
|
| 8.2.1. Проект «Журнал группы»
|
|
| 8.3. Файлы для проекта «Судоку»
|
|
Глава 9. Мультимедийные возможности Delphi
|
|
| 9.1. Просмотр видеофильма с использованием компонента MediaPlayer
|
|
| 9.2. Простейшая мультипликация
|
|
Глава 10. Обработка ошибок времени выполнения программы
|
|
| 10.1. Пример использования try… except
|
|
Глава 11. Темы проектов для самостоятельной работы
|
|
| 11.1. Оформление проекта
|
|
|
| 11.1.1. Проект «Бегущая строка»
|
|
|
| 11.1.2. Проект «Титры»
|
|
|
| 11.1.3. Общие рекомендации по оформлению
|
|
| 11.2. Рекомендации для отчета по проекту
|
|
| 11.3. Темы проектов
|
|
|
| 11.3.1. Головоломка «Сквэрворд»
|
|
|
| 11.3.2.Задача «Путешествие по марщруту»
|
|
|
| 11.3.3.Головоломка «Ходом коня»
|
|
|
| 11.3.4.Задача «Извилистый путь»
|
|
|
| 11.3.5.Головоломка «Фишки на поле»
|
|
Список литературы
|
|