построение моделей реально существующих объектов (предметов, явлений, процессов);
замена реального объекта его подходящей копией – имитация;
исследование объектов познания на их моделях.
Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности.
Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Общую схему моделирования можно представить следующим образом:
Человека (субъекта моделирования) в процессе моделирования могут интересовать три аспекта:
внешний вид объекта моделирования;
структура объекта моделирования;
поведение объекта моделирования;
их всевозможные комбинации.
Каждый аспект моделирования характеризуется совокупностью свойств.
1. Описание внешнего вида объекта сводится к перечислению его признаков. В языке эти признаки чаще всего выражаются прилагательными: красивый, желтый, круглый, длинный и т.п.
Моделирование внешнего вида необходимо для:
моделирование внешнего вида необходимо для:
идентификации (узнавания) объекта (например, фоторобот преступника);
долговременного хранения (фотография, портрет).
2. Описание структуры объекта обычно сводится к перечислению составных элементов объекта и указанию связей между ними. В языке эти элементы часто выражаются именами существительными: электрон, протон, нейтрон, сила притяжения, энергетический уровень и т.п.
Моделирование структуры объекта необходимо для:
ее наглядного представления;
изучения свойств объекта;
выявления значимых связей;
изучения стабильности объекта и пр.
3. Описание поведения объекта сводится к описанию его внешнего вида и структуры с течением времени в результате взаимодействия с другими объектами. В языке поведение объекта, как правило, выражается глаголами: сохраняется, развивается, преломляется, испаряется, превращается и т.д.
Моделирование поведения объекта необходимо для:
прогнозирования;
установления связей с другими объектами;
управления;
конструирования технических устройств и пр.
Цель моделирования возникает, когда субъект моделирования решает стоящую перед ним задачу, и зависит как от решаемой задачи. Так и от субъекта моделирования. То есть цель моделирования имеет двойственную природу: с одной стороны, она объективна, т.к. вытекает из задачи исследования, а с другой – субъективна, поскольку зависит от субъекта моделирования (его опыта, интересов, мотивов деятельности и т.д.).
Для одного объекта один субъект может построить несколько моделей, если он решает разные задачи, приводящие к разным целям моделирования.
Для одного объекта разные субъекты могут построить разные модели, даже если задача моделирования у них одна.
Разные объекты могут иметь одинаковые по виду модели, даже если их строили разные субъекты исходя из разных целей моделирования.