Кодек WMA был разработан фирмой Microsoft как стандарт хранения сжатой аудиоинформации в операционной системе Windows. Microsoft не стала пользоваться разработками организации MPEG, поэтому стандарт WMA является закрытым для использования другими разработчиками.
Microsoft стремится максимально использовать коммерческий потенциал WMA и поэтому защищает музыку в этом формате от нелегального копирования: WMA-файлы нельзя переконвертировать в файлы с расширением WAV.
Тем не менее популярность WMA растет. Это связано с тем, что при том же качестве звука, что и у стандарта МРЗ (по заявлению самой Microsoft), этот кодек позволяет получить меньший размер файла. Такой результат достигается за счет использования более низкого значения параметров битрейта, чем у МРЗ-файлов.
В последней, девятой, версии кодека создатели значительно переработали психоакустическую модель кодирования аудиоинформации, однако на максимальных значениях битрейта кодек от Microsoft до сих пор не может сравниться по качеству с кодеком Lame.
При выборе кодека нужно руководствоавться двумя соображениями: если нужно получить файлы как можно меньшего размера — используют кодек от Microsoft, а если цель — получить максимальное качество звука, невзирая на размер файлов, выбирают Lame.
Программистам и компаниям хочется сделать кодек, который станет всеобщим стандартом. Однако до сих пор ни один разработанный формат, отличный от WMA и МРЗ, не смог получить широкого распространения. Это произошло по двум причинам: либо кодек не очень хорошо сжимал аудиофайлы, либо программное обеспечение для его использования было полностью платным. Список кодеков, пытавшихся заменить МРЗ, достаточно велик:
ААС— улучшенный вариант стандарта MPEG по соотношению «размер файла/качество звука». Не получил особого распространения, потому что при кодировании аудиофайлов сильно загружает ресурсы компьютера.
Liquid Audio — коммерческий кодек, в котором содержание файла шифруется для пресечения нелегального копирования. Несмотря на то, что этот кодек по качеству результата превосходит МРЗ, отсутствие бесплатных программ для кодирования файлов помешало распространению этого формата.
МРЗрго — кодек, разработанный фирмой Tomson Multimedia. Был призван улучшить качество формата МРЗ на низких битрейтах. Особой популярности не получил из-за достаточно высокой цены и узкой области применения.
OGG Vorbis— этот сравнительно недавно появившийся кодек стоит особняком среди всех перечисленных форматов. Получаемые с его помощью файлы как по качеству, так и по размеру значительно превосходят стандарт МРЗ, что дает разработчикам право надеяться на то, что в будущем файлы с расширением OGG станут единственным средством хранения и распространения музыки через Интернет. Однако ни один современный портативный МРЗ-плеер не умеет воспроизводить файлы в этом формате — так же, как и большинство программных мультимедийных проигрывателей. TwinVQ— стандарт, разработанный фирмой Yamaha. Предназначался для кодирования звука с очень низким битрейтом и более высоким качеством, чем МРЗ. Не пользовался популярностью из-за больших требований к системным ресурсам как при воспроизведении музыки в этом формате, так и при кодировании файлов.