Любой начинающий дизайнер задается вопросом о том, каким цветом и на каком фоне лучше оформлять текст. Ответ на этот вопрос можно искать в рассуждениях о сочетаемости цветов и таблицах удачных и неудачных сочетаний. Однако есть и другой подход к решению этого вопроса (собственно психологический). Известно, что рецепторы освещенности эволюционно более древние и в этом смысле базовые по отношению к рецепторам цвета. Восприятие контраста как разницы в освещенности происходит раньше, чем восприятие цветового тона. Проиллюстрируем это:
А
Б
В
Г
На рисунке А изображены три цветные фигуры (зеленая, красная, синяя) на черном фоне. Если убрать информацию о цвете (Б), то мы получим черно-белый аналог, который наглядно показывает разницу в освещенности фигур по сравнению с фоном. Очевидно, что верхняя фигура (зеленая) отличается от фона сильнее, чем красная и синяя, другими словами, сильнее контрастирует с фоном, а наиболее сливающейся с фоном по освещенности является синяя. Отсюда мы можем вывести правило, что по черному фону лучше всего из предложенных цветов писать зеленым.
В случае же если фон белый (рисунки В и Г), из фона лучше выделяется синяя фигура, и тогда второе правило: из предложенных цветов, на белом фоне лучше писать синим. Конечно, все мы как читатели знаем, что наиболее распространенным является сочетание черного текста на белом фоне, но сочетание белого и черного слишком контрастно и вызывает чрезмерное напряжение сенсорной системы.
Необходимо помнить о такой особенности контрастных сочетаний: белый цвет подавляет более темные. Приведем распространенную иллюстрацию этого явления.
Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем черный на белом, хотя на самом деле они абсолютно идентичны по своим размерам. Это явление в психофизике досконально изучено и объясняется при помощи концепции сенсорного оператора. Но, не углубляясь в психофизику, мы можем сформулировать рабочее правило: чтобы белые буквы на черном фоне казались такими же, как черные буквы на белом фоне, черные буквы должны быть чуть больше белых.