русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Моделирование при обучении решению задач на движение


Дата добавления: 2014-11-27; просмотров: 5240; Нарушение авторских прав


Рассмотрим большую группу задач, традиционно считающих­ся трудными в обучении школьников начальных классов, — это за­дачи «на движение».

Трудность этих задач для ребенка методически обусловлена дву­мя причинами.

В первую очередь, это содержательная трудность. «Скорость» -это физическая величина, связывающая две величины, которые ре­бенок уже привык за период предыдущего обучения воспринимать каждую «саму по себе»: время и расстояние (длина). Для осозна­ния каждой из них имеется либо визуальная опора (у длины, кото­рую можно непосредственно «оценить глазом»), либо уже при­вычный за три года обучения инструмент измерения — линейка, часы. «Скорость» — это абстракция, которую ребенок не может ни увидеть, ни непосредственно измерить (т. е. «оценить» хотя бы, как время). Сама запись «скорости»: км/ч, м/мин — не имеет для ребенка никаких аналогий, особенно сейчас, когда в последней редакции традиционного учебника математики не дается запись дроби. И даже если она детям известна (как в альтернативных учеб­никах), ее способ чтения ничего не дает для понимания смысла по­нятия «скорость».

Второй причиной является технологическая трудность. Долгие годы традиционный курс математики впервые знакомил детей со схемой задачи «в отрезках» именно на задачах «на движение». Ины­ми словами, без всякой предварительной подготовки к использо­ванию графической символики (обычно после 2—3 лет использо­вания задач краткой записи в качестве модели при решении), ре­бенок должен был ее освоить сразу на задачах с содержательно трудным понятием «скорость». Эти задачи появлялись во втором полугодии последнего года обучения в начальной школе, поэтому многие дети с таким трудом адаптируются к ним— они просто не успевают так быстро освоить одновременно новую величину с ее сложностями и чертеж в отрезках.



С точки зрения математической структуры эти задачи не являют­ся новым видом — это задачи на пропорциональную зависимость: расстояние (длина) прямо пропорционально скорости и времени движения; и обратно: скорость движения обратно пропорциональна времени движения при постоянном значении расстояния. Та же за­висимость наблюдается в задачах «на куплю-продажу», «на площадь», «на работу» и т. п. Однако многие учителя полагают, что задачи «на движение» представляют собой особую группу задач нового вида, и при обучении их решению нужны какие-то новые приемы. Покажем,

что заранее сформированное у ребенка умение переводить словесно заданный текст задачи на язык графики (в схему в отрезках) являет­ся универсальным приемом самостоятельной деятельности ребенка при решении задачи на движение.

Задачи «на движение», содержащие пропорциональные вели­чины, позволяют использовать как таблицы, так и схематические чертежи, причем последние являются, безусловно, более нагляд­ной моделью.

Прежде чем приступить к решению задач, содержащих такие величины, как «скорость», «время» и «расстояние», необходимо разъяснить учащимся само понятие скорости. При этом следует опираться на опыт детей, широко использовать практический и на­глядный методы.

Дети часто употребляют в своей речи слова «быстрее», «мед­леннее», не отдавая себе отчета в том, что эти слова связаны со ско­ростью (дети больше связывают их со временем). Для разъясне­ния понятия скорости можно задавать детям такие вопросы:

— Кто быстрее преодолеет данное расстояние: автомобилист или велосипедист, велосипедист или пешеход?

— Как вы понимаете слова «быстрее пройдет данное расстояние?»

- Чаще всего ответ учащихся связан со временем: «Пройдет за меньшее время».

- А почему он пройдет за меньшее время? (Он проходит в час расстояние большее.) Значит, его скорость больше.

Понятие о скорости конкретизируется в процессе решения за­дач, например, таких:

Пешеход за 3 ч прошел 15 км. В каждый час он проходил одинаковое расстояние. Сколько километров пешеход прохо­дил в час?

Разбор задачи следует сопровождать графической моделью, на которой обозначаются данные задачи: обозначим все расстояние отрезком и отметим, что это расстояние он прошел за 3 часа:

Поскольку главная трудность при решении таких задач состоит в том, что неподвижная картинка является моделью равномерного непрерывного процесса (движения), в рисунок принято вводить стрелку, символизирующую это движение и его направление.

- Можно ли найти на чертеже точку, в которой окажется пеше­ход через час? Через 2 часа?

- Покажите, откуда он вышел? Где пешеход окажется через три часа?

— Что можно сказать о длинах трех отрезков? (Они равные, так как за час пешеход проходил одинаковое расстояние.)

- Как найти это расстояние? (15:3.)

— А можно ли узнать, сколько километров пройдет пешеход за 4 ч (за 5 ч, за 6 ч) двигаясь с той же скоростью?

- За какое время он может пройти расстояние в 35 км (40 км), если будет двигаться с той же скоростью?

Поиск ответов на такие вопросы поможет ученикам глубже осоз­нать пропорциональную зависимость между скоростью, временем и расстоянием.

Электропоезд за 10 мин прошел 20 км, проходя каждую ми­нуту одинаковое расстояние. Сколько километров проходил электропоезд в одну минуту?

Спортсмен преодолел 100 м за 10 с, пробегая за каждую секунду одинаковое расстояние. Сколько метров он пробегал за одну секунду?

При решении таких задач учащиеся знакомятся с различными единицами скорости, усваивают, что скорость — это расстояние, пройденное в единицу времени.

Для закрепления понятия скорости можно использовать и та­кие задания:

— Объясните, как понимать следующие выражения: «скорость самолета 810 км/ч», «скорость электропоезда 120 км/ч», «скорость лыжника 18 км/ч», «космический корабль летит со скоростью 7200 м/с».

Для того чтобы учащиеся осознали зависимость между скоро­стью, временем и расстоянием, целесообразно рассматривать сра­зу по три взаимообратные задачи, оформляя их в таблицу.

Можно предлагать задание:

Составьте три взаимообратные задачи по этой таблице.

Скорость Время Расстояние
20км
5 км/ч 20км
5 км/ч ?

Графическое моделирование является наиболее эффективным и це­лесообразным приемом при решении большинства задач на движение. Рассмотрим задачи:

Поезд прошел некоторое расстояние за 10 час. С какой ско­ростью шел поезд?

Строим графическую модель:

10ч

Одного взгляда на чертеж достаточно, чтобы обнаружить, что для ответа на вопрос не хватает данных: не дано расстояние.

Скорость велосипедиста 15 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 ч?

Типичной ошибкой учащихся при решении данной задачи яв­ляется неправильный выбор действия (15:3).

Построение графической модели предупреждает эту ошибку:

15 км/ч .

Чертеж показывает, что для нахождения расстояния нужно взять по 15 три раза: 15 • 3 = 45 (км).

Совершая экскурсию по реке на катере, школьники проплы­ли 66 км. При этом 2 ч они плыли со скоростью 18 км/ч, а ос­тальной путь — со скоростью 15 км/ч. Сколько всего времени находились в пути школьники?

Если учитель планирует фронтальный разбор этой задачи, он может воспользоваться таблицей, которую заполняет в процессе разбора текста с детьми. Графическая модель к этой задаче являет­ся более наглядной и удобной для выполнения в тетради — по ней легко определить путь решения:

-66км-

18км 18 км 1

15км... ? часов •

Мотоциклист ехал 3 ч со скоростью 60 км/ч и 2 ч со ско­ростью 70 км/ч. Какое расстояние проехал он за все это время?

В процессе разбора текста и вычленения данных целесообразно составить графическую модель:

60 6.0 60 70 70

1 км-

Опираясь на чертеж, легко составить к этой задаче выражение: 6-3 + 70-2.

Туристы за день прошли пешком 18 км и проехали 2 ч на автобусе со скоростью 45 км/ч. Какой путь проделали тури­сты за день?

Таблица к данной задаче выглядит таким образом:

Скорость Время Расстояние
18км
45 км/ч

При разборе задачи она фактически не работает, поскольку не­известные скорость и время в первой строке не нужны для реше­ния задачи, в то время как использование графической модели по­может учащимся быстро найти решение:

При решении некоторых задач полезно часть условия записать в виде таблицы, а затем применить прием графического моделирования.

Из двух городов, расстояние между которыми 1200 км, вы­шли одновременно навстречу друг другу два поезда. Один из них может пройти это расстояние за 20 ч, другой — за 30 ч. Через сколько часов поезда встретятся?

Скорость Время Расстояние
I-? 20ч 1 200 км
II — ? 30ч 1 200 км

Анализ таблицы дает возможность найти скорость поездов:

1. 1200 : 20 = 60 (км/час)

2. 1200 : 30 = 40 (км/час)

После этого строится графическая модель:

40 км/ч

? часов

, 60 км/ч

-1200 км-

Чертеж дает наглядное представление о движении поездов на­встречу друг другу, облегчая поиск дальнейшего пути решения.

Расстояние от города до поселка велосипедист проехал за 3 ч со скоростью 16 км/ч. Возвращаясь обратно, он то же рас­стояние проехал за 4 ч. С какой скоростью ехал велосипедист на обратном пути?

Для решения задачи можно использовать как графическую мо­дель, так и таблицу.

Графическая модель: 16

Скорость Время Расстояние
16 км/ч Зч ? одинаковое |
? ?«-

Визуальный анализ рисунка подсказывает путь решения задачи, при этом сразу, еще до решения можно сказать, что скорость во втором случае будет меньше — это подсказывает рисунок.

После решения задачи полезно обратить внимание учащихся на взаимозависимость скорости и времени (чем больше скорость, тем меньше времени будет затрачено на дорогу, и наоборот). Для этого можно предложить сравнить скорость движения велосипе­диста и подумать, почему на обратный путь велосипедист затра­тил больше времени. (Потому, что скорость была меньше.)

Особое место в этой группе занимают задачи на движение в про­тивоположных направлениях (на сближение и удаление).

При их решении целесообразно использовать графическую мо­дель, так как она дает наглядное представление о характере движе­ния и во многом облегчает поиск решения задачи.

Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу. Через 4 ч они встретились. Скорость первого пешехода 5 км/ч, скорость второго — 6 км/ч. На каком расстоянии пер­воначально находились пешеходы друг от друга?

При составлении графической модели необходимо довести до понимания учеников тот факт, что оба пешехода находились в пу­ти одинаковое время.

С этой целью на подготовительном этапе можно предложить ряд таких заданий:

Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг дру­гу и встретились через 7 ч. Сколько времени находился в пути каждый автомобиль?

Коля и Таня вышли одновременно в школу каждый из сво­его дома. Через 10 мин они встретились в школе. Сколько ми­нут был в пути Коля? Сколько минут была в пути Таня?

Такого рода задания помогут учащимся осознать характерный момент задач на встречное движение: одинаковое время в пути для обоих сближающихся объектов (или удаляющихся).

Графическая модель уже визуально наводит учеников на два способа решения этой задачи:

Скорость сближения

I.

-?км-

II. 1)6 + 5 = 11 (км/ч) 2) И -4 = 44 (км)

1)5 -4 = 20 (км)

2) 6 *-4 = 24 (км)

3) 20 + 24 = 44 (км)

При решении задачи вторым способом можно ввести термин «скорость сближения», разъяснив его по графической модели. Учитель может сдвигать одновременно навстречу друг другу фи­гурки пешеходов, каждый раз на одно деление. Это значит, что про­шел 1 час пути.

— На сколько приблизились (сблизились) друг к другу за 1 час пешеходы? (На 5 + 6=11 км/ч)

Обращаем внимание детей на то, что складываются скорости, поэтому в наименовании ответа тоже скорость.

Далее учащиеся рассуждают так: «За 1 ч пешеходы сблизились на 11 км; за 4 ч они сблизятся на 11-4 км».

Работая с данной задачей, целесообразно использовать раз­личные методические приемы и прежде всего рассмотреть задачи обратные данной. Их можно предложить в графическом виде, об­легчающем детям самостоятельное составление обратной задачи:

5 км/ч

-44 км-Составьте по чертежам три обратные задачи.

После рассмотрения обратных задач можно предложить уча­щимся вопросы:

- Ближе к какому пункту произойдет встреча?

Если в задаче даны обе скорости, то с помощью готового чертежа или при его выполнении полезно выяснить, почему пункт встречи находится ближе (или дальше) к одному из пунктов отправления, чем к другому. Если сначала известна только одна из скоростей, то данный вопрос полезно задать уже после решения задачи.

— Какое расстояние будет между пешеходами через час после встречи, если они продолжали двигаться в тех же направлениях?

Обратим внимание детей на то, что «скорость сближения» рав­на «скорости удаления».

- Могли ли пешеходы встретиться в середине пути?

- Кто из них придет в конечный пункт первым?

Можно использовать целый ряд приемов с целью подготовки учащихся к решению более сложных задач. Например, можно из­менить данные в условии задачи и предложить детям составить задачу по такому чертежу:

5 км/ч .. ^-- ? --^ ^ 6 км/ч

60км-

— Поставьте вопрос к задаче по рисунку (На какомрасстаяши друг от друга будут находиться пешеходы через 4ч?)и решите задачу.

Выполнение задания такого рода формирует умение читать чер­теж, умение трансформировать (видоизменять) условие и решать задачи усложненного вида.

Аналогичный прием постепенного усложнения условия можно использовать и при решении задач на удаление в противополож­ных направлениях.

6. Влияние графического моделирования на формирование умения решать задачи разными способами

Среди различных видов работы над уже решенной задачей (ра­бота над задачей после ее решения) особое место занимает реше­ние задачи другим способом. Хотя в начальной школе выбор раз­личных способов решения задачи в большинстве случаев связан с использованием свойств арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), следует стремиться к тому, что­бы учащиеся сознательно выбирали наиболее рациональный из из­вестных им способов.

Решение задач различными способами способствует развитию логического мышления и математических способностей учащихся.

Ранее уже говорилось, что эффективным способом отыскания раз­личных способов решения задачи является ее графическое модели­рование. Происходит это потому, что строя графические модели задачи, мы освобождаем учащихся от восприятия несущественных особенностей условий, представляем существенные особенности в наглядной форме и тем самым помогаем детям установить все возможные связи и зависимости между величинами, что, в свою очередь, облегчает детям нахождение различных способов решения. Приведем несколько примеров работы над такими задачами и покажем, как при этом графические иллюстрации облегчают нахождение путей их решения различными способами. Иными сло­вами, графическая модель задачи сама по себе является средством подведения ребенка к пониманию того, что задача может быть ре­шена разными способами.

Мама купила 2 батона, по 8 рублей каждый. В кассу она по­дала 20 рублей. Сколько сдачи должна получить мама?

Схема к данной задаче подводит учащихся к одному способу решения:

По этой схеме дети составляют выражение: (20 - 8) - 8. Второй способ решения на этой схеме не просматривается. Если же использовать графическую модель в отрезках, то на ней явно видны оба способа решения:

1.20-(8+ 8)

2. 20 - 8 - 8

На примере таких задач удобно показывать детям необходи­мость постепенного перехода к более высоким ступеням графиче­ской абстракции при решении задач: чем абстрактнее модель, тем больше «степеней свободы» она имеет.

Девочка нашла 36 грибов, а мальчик 28. Среди этих грибов оказалось 3 несъедобных. Сколько съедобных грибов нашли дети?

Графическая модель данной задачи дает возможность по одно­му рисунку составить все три возможные решения задачи:

1) (36 + 28) - 3

2) (36 - 3) + 28

3) (28-3)+ 36 3 ——?

Схематические изображения для каждого способа решения на­до делать разные. В данной задаче их полезно сделать по готовым решениям и объяснить ход мысли при составлении каждой схемы.

Например:

Рассуждение:

Сначала дети высыпали все грибы вместе на полянку, а затем ото­брали три несъедобных и выбросили. Значит сначала найдем, сколь­ко грибов было всего, а затем отнимем несъедобные — их было 3.

В магазин привезли 12 ящиков с яблоками по 8 кг в каж­дом. До обеденного перерыва было продано 9 ящиков. Сколь­ко килограммов яблок осталось продать после обеденного пе­рерыва?

Анализируя текст, строим графическую модель.

— Обозначим отрезком все ящики с яблоками, которые привез­ли в магазин.

— Сколько килограммов яблок было в каждом ящике? (8 кг.) Обозначим это на чертеже.

- Сколько ящиков продано? (9.) Обозначим на чертеже эти 9 ящиков. Покажите на чертеже те ящики, что остались.

- Что надо узнать в задаче? (Сколько кг яблок осталось.) Обозначим на рисунке искомое знаком вопроса.

-12 ящ. по 8 кг

• 9 ящ. по 8 кг

По чертежу легко увидеть различные способы решения:

1 способ: 8 • 12 - 8 • 9 = 24 (кг)

2 способ: 8 • (12 - 9) = 24 (кг)

Роль графической модели при нахождении разных способов ре­шения задач «на движение» была показана выше.

23*

В заключение приведем несколько нестандартных задач, на при­мере которых можно со всей убедительностью показать высокую практическую эффективность графической модели как опоры для осознанных мыслительных действий при решении задачи.

Девочка сыграла на чемпионате школы 22 партии в шахма­ты. 2 партии она проиграла, а из остальных на каждые 2 пар­тии вничью, у нее 3 выигранных. Сколько побед у девочки?

Обозначим на модели нулем — ничью, плюсом — выигрыш. Если начертить отрезок длиной 22 клетки, то задачу можно решить гра­фическим способом, подсчитав по рисунку количество выигрышей.

Опора на графическую модель приводит к следующим выводам:

а) выигрышей 3-4 = 12;

б) проигрышей 2-4 = 8.

Внук спросил дедушку: «Сколько тебе лет?» Дедушка от­ветил: Если проживу еще половину того, что я прожил, да еще один год, то мне будет сто лет. Сколько лет дедушке?

1 год

100 лет

Анализируя графическую модель, получаем решение:

1) 100 - 1 = 99 (лет)

2) 99 :3 - 33 (года)

3) 33- 2 = 66 (лет)

Мама купила 4 кг яблок. Расплачиваясь за них, она получила 40 рублей сдачи. Если бы мама купила 6 кг яблок, то ей при­шлось бы доплатить 40 рублей. Сколько стоил 1 кг яблок?

Анализ графической модели приводит к выводу, что цена 1 кг яб­лок 40 рублей.

Сумма трех чисел равна 18. Первое число в 2 раза больше второго, а второе в 3 раза меньше третьего. Найдите эти числа.

I- 18

Анализируя графическую модель, получаем: I число • 3; III число-9.

- 6; II число

Обучение младших школьников решению задач — процесс дли­тельный, методически неоднозначный и сложный даже для учите­лей с большим стажем работы. Опыт работы автора данного посо­бия в системе повышения квалификации учителей подтверждает это. С целью более детального анализа всех видов встречающихся в курсе математики начальных классов задач и подробного анали­за методики работы с ними, автором данного пособия была напи­сана книга для учителя «Обучение решению задач в начальных классах» (М., 2003). При подготовке к практическим занятиям, а также при подготовке к выходу на учебную практику в школу студентам рекомендуется обратиться к этой книге. В ней рассмот­рены методика работы над всеми типовыми и производными от типовых задач, встречающимися в различных учебниках для начальных классов, а также вопросы обучения решению задач по­вышенной сложности при проведении факультатива или кружка по математике.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приемы моделирования при обучении решению простых задач | F4 – SUCHL


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.236 сек.