Виды сада для прогулок должны раскрываться перед посетителем как перелистываемые страницы незнакомого фотоальбома, а устройство дорожек должно подсказывать зрителю, куда посмотреть и где остановиться. В зависимости от размера сада таких картин может быть от нескольких штук до нескольких десятков. Конечным итогом авторы сада старались объяснить суть красоты пейзажа, причину его притягательности.
Дорожки в саду должны были вызывать ощущение отправления в длительное, таинственное путешествие, но в отличие от чайного сада, они должны уводить во внешние, неизведанные пространства.
Данный тип сада сложился, когда власть запретила путешествия внутри Японии, и состоятельные люди стали заказывать сады, по которым можно было бы совершать воображаемые путешествия по символическим миниатюрным копиям знаменитых пейзажей.
В небольшом саду можно выделить уголок для низкой каменной чаши цукубай, она будет служить декоративным элементом и символизировать очистительный источник. Даже в этом небольшом объеме воды японец способен увидеть безбрежность океана с бушующими волнами, а посреди него - недоступные райские острова.
Всевозможные оттенки зеленого символизируют глубину, таинственность, яркие цветущие растения необходимы только чтобы оттенить зелень. В дзенском сухом ландшафте этот принцип срабатывает с одними только камнями и гравием.
В яаонском саду запрещается использовать сложное, замысловатое, мелкую проработку деталей, т.к. они могут символизировать искусственность и насильственность.
Обширное гравийное поле может выражать некое негативное пространство (пустоту, отсутствие, несуществование).
Растения также несут символическую нагрузку, тесно связанную с духовной и физической жизнью японцев.
Здесь вода важна не как субстанция, а именно как символ. Особые чувственные отношения с древнейших времен у японцев складывались с морем, которое символизируют пруд или озеро, или небольшая чаша (если мало места). Море нельзя представить без островов, как символ некоего далекого священного места, недоступного для простых смертных, - остров бессмертия и вечного счастья.
В саду это игра тени и света под сенью деревьев, извилистая дорожка, невидимая вся сразу с одной точки, многокомнатность, раздвигающая пространство, делающая его насыщенным.
Часто вместо газона используется мох (кукушкин лен).
Кустарники округлых форм чаще служат фоном, в то время как деревья являются акцентами.
Из декоративно-лиственных растений используются хосты, пахизандра верхушечная, злаки, папоротники. Из цветочных – пион, ирис.
Приемы композиции. Глубина, многослойность, наложение, сложность пространства, нагромождение в нем тонких слоев, нанизывание небольших пространств на не видимые нити.
Главные характерные черты японских садов:
- символизм;
- использование мотивов, подсказанных природой;
- включение в композицию озер и потоков, камней;
- подстрижка деревьев;
- мягкость общего тона;
- введение на небольших территориях карликовых деревьев – бонсай;
- создание сада как восприятие живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;
- формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.
Характерная особенность японского сада – тяготение к символике. Сад изначально был способом достижения определенного состояния человеческого духа и представительством буддистского рая на земле.
Главное структурное дерево – сосна – символ счастья и долголетия, бамбук сходен с ней по символизму. Слива ассоциируется с силой, энергией и терпением.
Широко используется метод «недосказанности», выражающийся в избегании полного выражения, скрывании части, чтобы лучше познать целое. Данный принцип отдает предпочтение легкому несовершенству формы, чтобы у созерцателей было время подумать, в то время как полное совершенство может оставить зрителя равнодушным.
В японском саду все всегда пропорционально, соразмерно и близко человеку и ничто не подавляет его. Вместо абсолютных размеров на сознание и подсознание действуют «три силы»: горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости. На каждую из них мы реагируем по-разному: горизонталь ассоциируется с земным простором или водным зеркалом, спокойным, небыстрым движением и душевной безмятежностью. Вертикаль – это напряжение и энергия, необходимые для движения вверх - к небу. Чистая акцентированная вертикаль редка в японском саду. Диагональ или наклонная плоскость выражена старым деревом, склонившимся под тяжестью лет или склонами с каменными осыпями и быстро бегущими ручьями, вызывающими динамические ассоциации.
Мосты олицетворяют переход из одного пространства в другое, из прежнего состояния в новое, из прошлого и прожитого в неизведанное будущее. Вступивший на мост, оказывается перед выбором: перейти на другой берег, задержаться на мосту или вернуться.
Назначение большого парка менялось: то там была лодочная прогулка, во время которой можно любоваться чудесными пейзажами, то длительные путешествия вдоль тропинок парка, и, наконец, любование одним из восхитительных пейзажей с определенной видовой точки вблизи дома или из него. Все эти правила впоследствии стали основой ландшафтных парков Европы.
Вода в японском саду. Выдержка из японского трактата по садоводству «Сакутейки»: «Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Еще несколько камней нужно разместить подальше от берега как одинокие острова.» При устройстве пруда важно определить оптимальный уровень воды в нем. Камне не должны выглядеть утонувшими в пруду и не должны слишком сильно выступать над поверхностью, оголяя основания. При устройстве островов важно, чтобы их верхушки не оказались на одном уровне.
Большое внимание уделялось водопадам, их различают не менее десяти видов – по количеству и расположению струй, характеру движения воды, по композиции камней. Устраивать водопад лучше чуть поодаль от дома, так, чтобы доносился звук воды и сквозь листву можно было различить блеск струй на солнце или под луной.
Устройство ручьев и потоков – «Сакутейки»: «Чтобы создать впечатление речного ландшафта, придай руслу такую извилистую форму, как если бы это был след от хвоста дракона или змеи. В том месте, где русло меняет направление, положи большой камень красивой формы, от того, насколько он удачен, будет зависеть облик всего ручья».
Значение камня в японском саду. Использование камня можно разделить на 3 основных направления: первое – имитация дикой природы, второе – наделение символическим значением, третье – утилитарное (в качестве визуальной преграды, разделения, усложнения пространства, делать более естественными изменения направления дорожек и регулировать скорость передвижения, могут служить фоном для других элементов сада).
Необработанные и обработанные камни используются для мощения и устройства мостов. Плоские камни часто находят применение как шаговые камни. Камень используется для изготовления садовых изделий – фонарей и цукубаев.
Неотъемлемая черта японских садов – каменные светильники. Маленький фонарик (Оки-гата) располагают у самой кромки воды, средний икекоми-гата устанавливается среди невысоких растений, рядом с цукубаи; фонари на каменном пьедестале (тачи-гата) ставят в узловых местах сада – на развилках дорожек и у лестниц; высокие фонари катсуга обозначают путь и должны быть видны издалека.
Дорожки – один из ключевых элементов сада. От того, как они устроены, зависят не только скорость передвижения и ритм шага, но во многом и само восприятие сада. По ровной дорожке можно быстро преодолеть значительное расстояние и пропустить много мелких, но важных деталей. Если дорожка сделана из небольших шаговых камней, уложенных на неудобном для размеренного шага расстоянии, идущий не только замедлит шаг, но и неизбежно будет смотреть под ноги. Неровные шаги отвлекут от нежелательного вида или напротив помогут увидеть нечто важное. Для того, чтобы повороты дорожек смотрелись естественно и их не хотелось срезать, они должны иметь цель: вести к какому-то объекту или огибать препятствие, например камень, возвышенность, дерево или заросль кустарников. Если при планировке все же допущен промах и дорожка кажется бесцельной, а повороты ее неестественными, ситуацию можно исправить с помощью несложных в изготовлении бамбуковых изгородей.
Виды японских садов:
- сад с холмами и водоемами;
- плоский сад с водоемами и островами;
- плоский сад без водоемов.
В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля: под здания – 40% от общей территории, под открытые пространства сада или парка – 30%, под закрытые пространства – 30%.
Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни, а солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Используется теория контрастов двух сил - активной и пассивной. Высокий камень означает господствующее, активное начало, лежащий камень – пассивное. Они должны быть противопоставлены. По теории контрастов высокий фонарь обязательно ставится около низкого развесистого дерева.
В Японии существовали в основном четыре типа садов:
- императорские;
- сады при монастырях:
- миниатюрные садики при жилых домах;
- сады чайных церемоний.
Сад для чайной церемонии. Это место, имитирует уход от суетной городской жизни в удаленный домик, путь к которому лежит сквозь густой лес, покрывающий каменистые холмы.
Чтобы путешествие через воображаемые холмы казалось длинным, небольшое пространство между входными воротами и чайным домиком включало не только извилистую дорожку, но и систему символических порогов, из которых каждый последующий призван возвышать и заострять чувство расстояния и проникновения во все более высокие уровни некоего нового мира.
Первый порог совпадает со входом в сад – крытыми воротами, отделяющими чайный сад от внешнего мира. В день чайной церемонии последний из приглашенных гостей запирает ворота в сад на засов. Стук засова сообщает хозяину, что все гости собрались. Для гостей же это говорит о том, что они перестали быть частью внешнего (суетного) мира.
Затем гости собираются в небольшой крытой беседке и молча ждут, им дается время окончательно привести дух и мысли в надлежащее состояние (умиротворенности, отрешенности от мирской суеты). Теперь гости готовы пройти через следующий – средний – порог. Они входят в небольшую калитку, стоящую на полпути между входом в сад и чайным домиком. Часть сада между входом и этой калиткой – это внешний сад. Пространство между калиткой и чайным домиком – внутренний сад.
Пройдя через невысокую калитку, гости омывают руки и полощут рты водой из низкой каменной чаши (цукубай), этим ритуалом они окончательно очищают дух и тело перед входом в чайный домик. Путь от входа до чайного домика называется – путь чая – с его реальными (пошаговая дорожка) и символическими порогами (ворота и калитка), омовениями (цукубай) и поклонами (внутренняя калитка, цукубай) гость входит в домик совершенно другим человеком. Здесь дух его спокоен, тело свежо, а чувства утонченны и настроены на восприятие материй, невыразимых словами.
В садах для прогулок большое значение придается дорожкам, по которым путешествуют от места к месту (от открытия к открытию). Такой сад обычно занимает большую площадь и имеет в центральной части причудливой формы пруд с островами, окруженный рукотворными холмами и долинами, по которым проложены «маршруты» путешествия, отсюда второе название этого сада – «сад холма и пруда».
3. Пейзажные парки Англии XVII-XVIII вв.: Парк Кью, Парк Стоу, Гайд-Парк
Факторами, влияющими на формирование пейзажных парков стало:
- знакомство с дальневосточным искусством паркостроения;
- вырождение регулярных композиций, сказавшееся в чрезмерной сухости плана, чопорности, витиеватости, перегруженности декоративными элементами, в потере масштаба и чувства меры при создании больших пространственных композиций;
- пробудившийся интерес к красоте естественных ландшафтов.
К XVII в. идеи и принципы пейзажного парка до конца сформировала только Англия, английские пейзажные парки стали своеобразным протестом против французского классицизма.
Природные условия. Климат мягкий влажный. Ландшафт с невысокими холмами, обширными луговыми просторами пастбищ, рассеянным освещением и частыми туманами, которые создают особые эффекты воздушной перспективы.
Растительность. Уже к XVIII в. в Англии почти не осталось лесов, поэтому для ее пейзажей характерны отдельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья (например, ливанский кедр, акклиматизированный уже в то время там и ставший лучшим украшением ландшафтов) и группы (из бука, граба, дуба и т. п.), а также живые изгороди (в основном из боярышника), разделяющие сады, пашни, пастбища.
Луга английских парков имели как утилитарное значение, так и играли роль декоративных пастбищ. На них выпускали стада овец, которые уплотняли почву и тем самым укрепляли газон. Такие луга не нуждались в подстрижке.
Приемы композиции. План сада всецело подчиняется природным условиям. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожается даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка.
Парк насыщается всевозможными романтическими и сентиментальными затеями. Смена настроения, обязательная для этих парков, достигалась разнообразными приемами. Открытые поляны чередовались с густыми темными лесными массивами, где стояли руины или ложные могилы. На искусственных холмах ставились засохшие деревья, напоминающие о тленности всего земного. В парк вводились разрушенные, обгоревшие постройки, убогие хижины, водопады, мшистые утесы, пастбища, мельницы и всевозможные павильны разных стилей и назначений.
Территория парка должна была быть максимально изрезанной. Если естественный рельеф не удовлетворял требований разнообразия, то он насыпался искусственно. В насыпных холмах, в каменных нагромождениях устраивались пещеры и гроты. Дорожки обязательно извилистые, часто делались углубленными. Прием террасирования заменялся плавным изменением рельефа. Контурам воды придавались естественные очертания, стремясь к максимальной извилистости водоемов, ручьев. Падающая вода оформлялась в виде естественных водопадов. Русла протекавших по парку рек изменялись путем устройства плотин и запруд. Фонтаны, архитектурно оформленные каскады, водяные партеры исчезают совсем.
Зеленые насаждения группировались как естественные массивы. Существующие насаждения упорядочивались и разнообразились. Основным приемом была группировка насаждений, где соответственно подбирался колорит деревьев и кустарников, учитывались светотень, группы располагались с учетом перспектив и рельефа. Главным в компоновке зелени был учет открытых пространств полей, объемных групп и массивов деревьев и кустарников. С развитием цветоводства в большом количестве начинают применяться цветы. Стремление к разнообразию пород заставляло все более и более расширять ассортимент деревьев и кустарников путем акклиматизации новых растений.
Основные черты:
- широкое использование газонов;
- на первом плане устройство регулярных элементов в виде партера, перголы или стриженных форм для подчеркивания волевого участия архитектора в изменении природы;
- непрерывно меняющийся вид посредством изменения рельефа и распределения деревьев;
- доминирующая роль отдельных деревьев;
- сложные очертания в искусственных водоемах.
Парк Кью.
Парк Кью построен в 1758 году. Он расположен на берегу Темзы. Занимает площадь 160 га. Природные условия неблагоприятны, местность однообразна. Живописность ей можно было придать только при помощи группировки рощ и построек. Самые красивые участки находятся около китайской пагоды на берегу небольшого ручья. Пагода расположена на небольшой площадке, куда радиусами сходятся широкие аллеи. Аллеи, включая дорожки, покрыты газоном – отличительная особенность парка. В углах аллей растут ливанские кедры, зонтичные кроны которых гармонируют с плоскими крышами пагоды.
Павильон в виде ротонды, с круглым куполом, поставлен на невысокий холм на берегу пруда. Он сочетается с окружающими рощами и красиво отражается в воде пруда. На продолговатом неправильной формы участке расположено извитое озеро с водяными растениями, лучшее украшение парка. Пагода помещена в дальнем и наибольшем удалении от Темзы, за нею размещены заросли.
В Садах Кью (Kew Gardens) центральное место занимает Пальмовая оранжерея (Palm House). Эта конструкция из стекла и стали служит домом для тропических джунглей, где растут бананы, папайя и манго. В Оранжерее Принцессы Уэльской (Princess of Wales Conservartory) воссозданы природные условия десяти различных климатических зон, там же можно увидеть гигантскую амазонскую водяную лилию, алое-вера и несколько плотоядных растений. В садах находятся два королевских дворца: Особняк Королевы Шарлотты (Queen Charlotte's Cottage) и Дворец Кью (Kew Palace), а также еще два восточных строения: Пагода (Pagoda) и Японские ворота (Japanese Gateway), точная копия ворот в Киото.
В настоящее время это один из наиболее известных в Европе ботанических парков. Отличительная особенность парка – дорожки, покрытые газоном.
Парк Стоу.
Рис. 1. Схема планировки парка Стоу
Общая площадь парка — 100 га, а с окружающей территорией, которая составляет с ним одно целое владение, — 500 га.
Он находится в 96 км от Лондона, и перепланировка его относится к 1738 г. Здесь раньше находился регулярный парк, построенный по проекту архитектора Ванбрега, затем его стал переделывать, согласно новым веяниям в садово-парковом искусстве, архитектор Бриджмен, но окончательному завершению композиции, дошедшей до наших дней, мы обязаны Вильяму Кенту. Замысел парка Стоу — слияние парковой территории с окружающей природой — лугами, виднеющимися вдали деревьями — при подчинении всей композиции главному зданию дворца классической архитектуры.
Центром композиции является здание дворца. К северу от него со стороны подъезда расположена большая лужайка. К югу от дворца также тянется лужайка удлиненной конфигурации. Она служит началом композиционной оси всего ансамбля и соединяет главный композиционный центр — дворец с прудом и с раскрывающейся к югу далекой перспективой. По сторонам лужайки групповые и одиночные насаждения, своего рода «зеленые клинья», образуют кулисы и направляют взгляд на водоем. Постепенное сужение лужайки не случайно, оно задумано с целью зрительного удлинения перспективы.
Композиционная ось делит всю территорию парка на две части — восточную и западную. Каждая из этих частей решена по-своему, но их объединяет единый композиционный прием, т. е. чередование открытых и закрытых пространств, лужаек и групп или куртин деревьев. В период работы Кента и его помощника Броуна предпочтение отдавали буку с его мягкой воздушной линией, дубу, грабу, вязу и сосне обыкновенной. Лишъ впоследствии в парке Стоу, как и в других композициях, стали вводитъ экзоты и разные декоративные породы, особенно красиво цветущие каталъпу, паулонию, магнолию, иудино дерево, каштан и ряд хвойных — кедр ливанский, ель сербскую, кипарис болотный и др.
Большое значение в ландшафтной композиции парка имеет прогулочный маршрут, объединяющий между собой различные участки территории. Он сделан с таким расчетом, чтобы одна пейзажная картина постепенно переходила в другую.
Важным принципом является разнообразие этих картин: одни виды рассчитаны на рассмотрение с небольшого расстояния, в замкнутом пространстве, другие были более масштабными и воспринимались с дальнего расстояния. Например, небольшой водоток, протекающий под пологом насаждений к востоку от кулисы, ограничивающий центральную поляну, задуман как очень замкнутое пространство, где взгляд ничем не отвлекается и все внимание сосредоточено на журчании ручейка и отдельных бликах солнца, проникающих сквозь кроны деревьев. В пейзажах на перспективу, окружающая местность иногда открывается постепенно, иногда неожиданно (применяется «ах-ах»).
Вся парковая композиция очень тонко задумана и легко воспринимается посетителем.
Расположение декоративных элементов продумано. Например, ротонда Ванберга, является центром большой западной поляны, придавая ей особую законченность и вместе с тем служит видовой точкой, позволяющей обозревать водоем и периферийные насаждения.
Палладинский мост, завершающий систему водоемов, воспринимается на фоне восточного паркового массива, совпадает с прогулочным маршрутом, с моста обозреваются и водоемы и пейзажи восточной поляны.
Храм Согласия находится в северной части парка, вблизи дворца, но он отделен от него густыми насаждениями. Перед храмом тянется небольшая удлиненная лужайка. Она подчеркивает, моделирует архитектуру здания. Кулисы насаждений по краям лужайки обрамляют раскрывающуюся к востоку перспективу.
Для полного слияния пейзажа парка с естественным ландшафтом ряд декоративных сооружений находится вне территории парка.
Прекрасна длинная подъездная дорога, обсаженная вековыми буками, позволяющая уже издали как бы в дымке обозревать дворец, после чего дорога делает крутой поворот к западу, огибает парковую территорию и лишь на севере подходит к дворцу.
Гайд-парк
Рис. 2. План Гайд-Парка и Кенсингтонских садов. А – Кенсингтонские сады: 1 - Кенсингтонский дворец, 2 – Круглый пруд, 3 – Длинный пруд; Б – Гайд-парк: 4 – пруд Серпентайн, 5 – Участок Хрустального дворца, 6 – администрация парка, 7 – Мраморная арка и Уголок ораторов
Гайд-парк создан в 1730 году, занимает 170 гектаров - территории бывшего леса. По проекту Бриджмена была сооружена дамба на р. Вестбурн и образован большой пруд Серпантин. С южной границы Кенсингтонского сада (площадь 140 га) располагается Альберт холл – зрительный зал вместимостью до 10 ты. мест. Большие открытые поляны - для митингов. Полоски асфальта в парке образуют уголок ораторов: со всех сторон окружает жилая застройка, откуда в парк ведут многочисленные входы. Территория парка изрезана большим количеством дорог, пересекающих ее во всех направлениях, в результате образовалось несколько композиционных центров.
1. Русский приусадебный стиль: особенности и организация планировки, назначение, материалы, малые архитектурные формы, цветовая гамма, растения.
2. Кантри сады: особенности и организация планировки, назначение, материалы, малые архитектурные формы, цветовая гамма, растения.
3. Эко-сады: особенности и организация планировки, назначение, материалы, малые архитектурные формы, цветовая гамма, растения.
4. Романтические сады: особенности и организация планировки, назначение, материалы, малые архитектурные формы, цветовая гамма, растения.
5. Минималистические сады: особенности и организация планировки, назначение, материалы, малые архитектурные формы, цветовая гамма, растения.