русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Градиент


Дата добавления: 2014-11-27; просмотров: 2701; Нарушение авторских прав


Пусть задана функция в трехмерном пространстве. Вектор с проекциями на оси

(8.2.1)

называется градиентом функции и обозначается

Здесь есть частная производная функции по переменной ,

Это формальное определение имеет недостаток, поскольку использует координатные оси и оставляет открытым вопрос о независимости понятия градиента от их выбора. Чтобы убедиться в этой независимости, рассмотрим определение производной от функции по заданному направлению : , которая выражает скорость возрастания функции по направлению . Если через обозначить единичный вектор, проведенный в этом направлении, то

Здесь – скалярное произведение вектора на вектор ,

– проекция вектора на направление (см. рис. 8.2.2).

Наибольшего значения эта производная, очевидно, достигает в том случае, когда , то есть, когда направление градиента совпадает с направлением .

 

 
 


 
 


направление

 
 


=

=

Рис.8.2.2. Иллюстрация максимальности скалярного произведения

векторов при совпадении их направлений

Таким образом, градиент скалярной функции – это вектор, который по численному значению и по направлению характеризует наибольшую скорость возрастания функции .

Для знакомых с понятием нормали к поверхности легко усмотреть, что направление градиента совпадает с направлением нормали к поверхности уровня , проходящей через данную точку.

Рассмотрим примеры градиентов различных функций.

Пример 1. . (Воронка коническая с центром в начале координат). Очевидно, что линии уровня представляют собой концентрические круги для разных значений константы .

Имеем .

Соответственно, .

 

 
 


(x1,x2) 2x2

2x1

 
 

 


Рис. 8.2.3. В данном примере градиент показывает, что в зависимости от местонахождения (x1,x2),быстрее всего выбираться из воронки можно в направлении от ее центра.



Пример 2. . (Плоская поверхность). Очевидно, что линии уровня представляют собой параллельные прямые для разных значений константы .

Имеем .

Соответственно, .

Здесь (при линейной целевой функции) направление градиента не зависит от точки, в которой он вычисляется. На наклонной плоской поверхности все линии уровня параллельны друг другу, подъем быстрее всего осуществляется поперек линиям уровня в постоянном направлении градиента.

Итак, в задачах линейного программирования координаты вектора градиента целевой функции равны коэффициентам при переменных этой функции .

 

 

       
 
   
 


 
 


Рис. 8.2.4. Взаиморасположение линий уровней и градиента для плоской поверхности

В заключение следует сказать, что понятие градиента легко обобщается на случай -мерной функции .

Понятие линии уровня обобщается понятием поверхности (трехмерный случай) и гиперповерхности ( ).




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поиск области допустимых решений (ОДР) задачи линейного программирования | Допустимых решений задачи линейного программирования


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.