русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного дела


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2046; Нарушение авторских прав


Глава 6. Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного дела, формирования обязательного экземпляра документов, архивного дела

Использование электронной цифровой подписи в электронных документах.Специфика применения электронной цифровой подписи в электронных документах получила закрепление в Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи»[3], установившем правила, соблюдение которых влечет признание равнозначности электронной подписи собственноручной. Применение электронной цифровой подписи становится легальным, если оно обусловлено наличием соответствующего программного обеспечения и существованием специально создаваемых систем сертификации и выдачи кодов (ключей). Для этих целей законом установлен ряд базовых понятий, которые положены в основу функционирования всей системы использования электронной цифровой подписи. В их числе понятия электронного документа, электронной цифровой подписи, закрытого и открытого ключа электронной цифровой подписи, сертификата ключа подписи, владельца и пользователя сертификата ключа подписи. Покажем содержание указанных понятий, раскрытое в ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

Понятие и признаки документированной информации. Документированная информация выступает одной из форм представления свободной информации. Легальное определение документированной информации закреплено в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с указанной статьей под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель. Более развернутое определение документа дается в ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», согласно которой документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения[1].



Из данных определений вытекают три основных признака документа.

Первый из них — наличие материального носителя информации. В качестве таковых, в принципе, могут рассматриваться любые объекты материального мира, включая вещи и физические поля, в которых находят свое отражение определенные сведения. Одни и те же сведения могут быть зафиксированы на различных материальных носителях. Наибольшее распространение получили бумажные носители, документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме (электронные документы), видео- и звукозаписи.

Вторым признаком документированной информации является идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений. Это достигается путем присовокупления к содержательной стороне сведений данных, именуемых реквизитами, которые позволяют установить источник и назначение информации, время ее документирования, а в ряде случаев и обеспечить защиту того либо иного документа (электронная цифровая подпись). Реквизиты должны быть зафиксированы на том же материальном носителе, что и идентифицируемые сведения.

Третьим признаком документированной информации, который не нашел своего отражения в приведенных выше определениях, выступает возможность изменения форм ее закрепления. Данный признак проявляется в том, что информация, закрепленная на материальном носителе одного вида, может быть одновременно представлена и на других видах носителей без угрозы утраты своего содержания и реквизитов. По существу, это возможность копирования информации.

Действующее информационное законодательство, и прежде всего базовый для сферы информационных отношений Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет основные, главным образом рамочные правила документирования информации.

Согласно ст. 11 указанного Закона законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации. При этом в федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время общие требования к функционированию служб документационного обеспечения управления, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти — министерствах, службах и агентствах установлены Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 8 ноября 2005 г. № 536[2]. Кроме того, в сфере документирования информации действуют ГОСТ Р 6.30–97 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

Электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи.

Открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе.

Сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

Владелец сертификата ключа подписи — физическое лицо, на которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы).

Пользователь сертификата ключа подписи — физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи.

Обобщенная схема использования электронной цифровой подписи заключается в следующем. Отправитель электронного документа, являющийся владельцем сертификата ключа, создает с применением известного только ему закрытого ключа (кода) свою электронную подпись, т.е. специальную программу кодирования, и направляет электронный документ с реквизитом в виде этой программы по электронной почте адресату. Лицо (лица), которому адресован данный документ с электронной цифровой подписью, имеет возможность прочесть электронный документ и подтвердить правильность электронной подписи с помощью открытого ключа цифровой подписи. При этом получатель электронного документа лишен возможности воздействовать на содержательную сторону последнего путем внесения в него поправок, изменений и т.п.

Равнозначность электронной цифровой подписи собственноручной подписи в документе на бумажном носителе возникает при одновременном соблюдении трех условий.

Во-первых, сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания.

Во-вторых, подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе.

В-третьих, электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Важнейшим интегрирующим элементом системы использования электронной цифровой подписи является сертификат ключа подписи, к содержанию, порядку выдачи и действию которого закон предъявляет особые требования.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:

· уникальный регистрационный номер сертификата, даты начала и окончания срока действия сертификата, находящегося в реестре удостоверяющего центра;

· фамилию, имя и отчество владельца сертификата или псевдоним владельца;

· открытый ключ электронной цифровой подписи;

· наименование средств электронной цифровой подписи (например, программных средств, обеспечивающих создание электронной подписи с использованием закрытого ключа, и ее подтверждение с использованием открытого ключа), с которыми используется данный открытый ключ электронной подписи;

· наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа;

· сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной подписью будет иметь юридическое значение.

Сертификаты ключей подписи изготовляют и выдают удостоверяющие центры на основании заявления участника информационной системы. Требования к удостоверяющим центрам и их деятельности установлены в ст. 8–15 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

Сертификат ключа подписи подлежит внесению удостоверяющим центром в реестр сертификатов ключей не позднее даты начала действия сертификата.

Для проверки принадлежности электронной цифровой подписи соответствующему владельцу сертификат ключа выдается пользователям с указанием даты и времени его выдачи, сведений о действии сертификата и сведений о реестре сертификатов ключей. В случае выдачи сертификата в форме документа на бумажном носителе этот сертификат оформляется на бланке удостоверяющего центра и заверяется собственноручной подписью уполномоченного лица и печатью удостоверяющего центра. В случае выдачи сертификата ключа в форме электронного документа этот сертификат должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра.

Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа. При этом обеспечивается доступ участников информационной системы в удостоверяющий центр для получения соответствующего сертификата.

Сертификат ключа подписи в форме документа на бумажном носителе хранится в порядке, установленном законодательством РФ об архивах и архивном деле.

При изготовлении сертификата ключа подписи удостоверяющий центр должен принять на себя по отношению к владельцу сертификата следующие обязательства:

· вносить сертификат ключа в реестр сертификатов ключей;

· обеспечивать выдачу сертификата ключа обратившимся к нему участникам информационных систем;

· приостанавливать действие сертификата ключа по обращению его владельца;

· уведомлять владельца сертификата ключа о фактах, которые стали известны удостоверяющему центру и которые существенным образом могут сказаться на возможности дальнейшего использования сертификата ключа.

Что касается владельца сертификата ключа, то он, в свою очередь, обязан:

· не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;

· хранить в тайне закрытый ключ электронной подписи;

· немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа нарушена.

Действие сертификата ключа подписи может быть приостановлено, а сам сертификат может быть аннулирован.

Приостановление сертификата ключа осуществляется удостоверяющим центром на основании указания лиц или органов, обладающих таким правом в силу закона или договора. При этом период времени от поступления в удостоверяющий центр указания о приостановлении действия сертификата ключа до внесения соответствующей информации в реестр сертификатов должен устанавливаться согласно общему для всех владельцев сертификатов ключей правилу. Этот период может быть сокращен по соглашению между удостоверяющим центром и владельцем сертификата. Действие сертификата ключа приостанавливается на исчисляемый в днях срок, если иное не установлено нормативными правовыми актами или договором. Удостоверяющий центр возобновляет действие сертификата ключа по указанию полномочного лица (органа). В случае, если по истечении срока приостановления действия сертификата не поступает указание о возобновлении его действия, он подлежит аннулированию. О приостановлении действия сертификата ключа удостоверяющий центр оповещает пользователей сертификатов ключей путем внесения в реестр сертификатов сведений, содержащих дату, время и срок приостановления действия сертификата. Извещение, кроме того, направляется владельцу сертификата ключа и полномочному лицу (органу), от которого получено указание о приостановлении действия сертификата.

Аннулирование сертификата ключа подписи производится удостоверяющим центром, выдавшим этот сертификат. Основаниями, по которым сертификат ключа аннулируется, являются:

· истечение срока действия сертификата;

· утрата сертификатом соответствующих средств электронной подписи, используемых в информационных системах общего пользования, юридической силы;

· достоверные данные о прекращении действия документа, на основании которого оформлен сертификат ключа подписи;

· письменное заявление владельца сертификата ключа.

Сертификат может быть аннулирован и по иным основаниям, установленным нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

Об аннулировании сертификата ключа удостоверяющий центр оповещает пользователей сертификатов ключей путем внесения в реестр сертификатов сведений, содержащих дату и время аннулирования сертификата, за исключением случаев аннулирования по основанию истечения срока действия сертификата. Владелец сертификата ключа и полномочное лицо (орган), от которого получено указание об аннулировании, должны быть извещены удостоверяющим центром о факте аннулирования сертификата ключа подписи.

6.1. Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного дела
6.2. Правовое регулирование отношений в области формирования обязательного экземпляра документов
6.3. Правовое регулирование отношений в сфере формирования, хранения, учета и использования архивов и архивных фондов

 

Библиотеки и библиотечное дело. В части второй ст. 44 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Основы законодательства Российской Федерации о культуре относят право на доступ к государственным библиотечным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности к праву на приобщение к культурным ценностям (ст. 12). Но библиотеки являются не только учреждениями культуры. Согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле»[1] библиотека — это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. На территории Российской Федерации могут учреждаться и действовать библиотеки различных видов и форм собственности. Примерная их классификация произведена в ст. 4 Федерального закона «О библиотечном деле». В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1. 1. Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

· федеральные библиотеки;

· библиотеки субъектов Российской Федерации;

· библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

1. 2. Муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления.

2. 3. Библиотеки Российской академии наук, других академий,научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений.

3. 4. Библиотеки предприятий, учреждений, организаций.

4. 5. Библиотеки общественных объединений.

5. 6. Частные библиотеки.

6. 7. Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации[2].

Для создания особых условий сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации законодатель наделяет некоторые федеральные библиотеки статусом национальных библиотек Российской Федерации. Таких библиотек всего три. Это Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека и Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, которые призваны удовлетворять универсальные информационные потребности общества и организовывать библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации.

Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, являются объектами федеральной собственности и выполняют следующие функции: формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведут библиографический учет россики, участвуют в библиографическом учете национальной печати, являютсянаучно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическими, научно-информационнымии культурными центрами федерального значения.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки, функции которой выполняют:

· в республике — национальная или республиканская библиотека;

· в автономном округе, автономной области — окружная или областная библиотека;

· в крае, области — краевая, областная библиотека.

Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать универсальной ведущей библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки.

Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать универсальной ведущей библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.

Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.

Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы должны иметь статус юридического лица и существовать в организационно-правовой форме учреждений. Иные библиотеки могут не являться юридическими лицами, и в данном случае их нельзя рассматривать в качестве правосубъектных образований, способных обладать обособленным имуществом. Библиотеки, обладающие правами юридического лица, владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними учредителем имуществом на праве оперативного управления. Библиотеки обладают специальной правоспособностью. Их основные права и обязанности определены Федеральным законом «О библиотечном деле» (ст. 12, 13). Библиотеки, в частности, имеют право: самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах; утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий; определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; образовывать библиотечные объединения, самостоятельно определять источники комплектования своих фондов.

Основными обязанностями библиотек являются: обслуживание пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками; недопущение государственной и иной цензуры, ограничивающих право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам; обеспечение сохранности особо значимых изданий и коллекций, отнесенных к памятникам истории и культуры; представление учредителям и органам государственной статистики отчетов о своей деятельности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Под библиотечным делом, согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле», понимается отрасль информационной, культурно-просветительскойи образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Право на библиотечную деятельность имеет практически любое юридическое или физическое лицо, создавшее библиотеку на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.

В основу государственной политики в области библиотечного дела положен принцип всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. При этом государство выступает гарантом прав граждан и организаций в области библиотечного дела и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Что касается государственной поддержки библиотечного дела, то такая поддержка осуществляется в форме участия государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания. Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство путем финансирования деятельности государственных библиотек стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. Для поддержки библиотек негосударственной формы собственности, организующих безвозмездное общедоступное обслуживание населения, органы государственной власти обязаны оказывать им материальную помощь.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режим документированной информации | Правовое регулирование в области формирования обязательного экземпляра документов


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.009 сек.