Топливом для газотурбинного привода обычно служат жидкие и газообразные углеводороды (авиационный керосин, природный и нефтяной газы).
Топливо характеризуется низшей и высшей теплотой сгорания.
Высшая теплота сгорания топлива получается при таком его сжигании, когда образующаяся в результате реакции окисления вода находится в жидком (сконденсированном) состоянии.
Низшая теплота сгорания топлива получается при горении топлива с получением воды в парообразном состоянии.
На практике обычно реализуется способ сжигания топлива с получением низшей теплоты его сгорания.
Величины высшей и низшей теплоты сгорания топлива связаны между собой соотношением
(277)
В соотношении (277)
высшая теплота сгорания топлива, кДж/кг;
низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг;
«скрытая» теплота парообразования,2512 кДж/кг;
количество водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания, кг;
количество водяных паров, образующихся при испарении влаги из одного килограмма топлива, кг;
9количество водяных паров, образующихся при сжигании водорода, содержащегося в 1 кг топлива, кг.
Для расчета низшей теплоты (кДж/кг) сгорания любого вида топлива применяется формула Д.И.Менделеева
(278)
вода
число атомов углерода;
число атомов водорода;
число атомов кислорода;
число атомов серы.
Необходимое количество воздуха для сжигания топлива рассчитывается по формуле
, кг /кг; (279)
коэффициент избытка воздуха, он принимается равным 1,4 – 1,6 в зависимости от конструкции камеры сгорания.
При полном сгорании жидкого топлива образуется 16 – 16,5% СО2, твердого топлива – 12 – 13,5% СО2.
Количество подаваемого в зону горения первичного воздуха рассчитывается по формуле
(280)
Экономичность камеры сгорания оценивается её КПД
(281)
величина которого зависит от гидравлического КПД , термического КПД или коэффициента полного сгорания топлива
(282)
количество тепла, выделяющегося в единицу времени при полном сгорании топлива без потерь, Дж/с
(283)
потери тепла, Дж/ с.
Потери тепла в камере сгорания складываются из потерь в окружающую среду и потерь, связанных с несовершенством процесса горения топлива. Для уменьшения потерь в окружающую среду камеру смешения изолируют. В связи с этим потери в окружающую среду невелики. Потери, связанные с несовершенством горения топлива, возникают от его недожога.
(284)
Недожог включает в себя - физический недожог, который образуется из-за неправильно организованного процесса горения. При неправильно организованном процессе сжигания жидкое топливо не успевает газифицироваться, перемешаться с окислителем и уносится из зоны горения. Кроме того, топливо термически разлагается (процесс пиролиза) при недостатке кислорода. В этом случае образуются твердые частицы углерода. Наличие твердых частиц вызывает эрозию проточной части турбины При этом за счет сил адгезии (прилипания) углерод нарастает на лопатках турбины, что приводит к дисбалансу ротора и снижению её КПД. Возникающие отложения в самой камере сгорания приводят к неравномерному нагреву пламенных труб, их колебанию и растрескиванию, а отрывы наростов повреждают проточную часть турбины.
Химический недожогсвязан с недостатком времени пребывания топлива в зоне горения, и при этом не успевает произойти химическая реакция горения. Химический недожог возникает при недостаточной длине камеры сгорания и переохлаждении её отдельных участков, а также при низкой температуре горения топлива.
Гидравлический КПД камеры сгорания зависит от относительных в ней потерь полного давления
(285)
(286)
полное давление на входе в камеру сгорания и давление, при котором происходит сгорание топлива.
Гидравлические потери обуславливаются трением потока о стенки камеры сгорания, потерями на смешение потоков топлива и окислителя. Относительные гидравлические потери составляют 1 – 3%, КПД камеры смешения
Для надежной работы турбины должно быть равномерное распределение температур за камерой смешения. Допускается относительная неравномерность
(287)
Помимо высокой экономичности и надежности необходимо, чтобы камера сгорания была небольших размеров. Габариты камеры сгорания зависят от теплонапряженности её рабочего объема
(288)
Процесс горения топлива можно разделить на несколько стадий в зависимости от сжигания газообразного или жидкого видов топлива. При сжигании газообразного топлива это: образование горючей смеси, разогрев её, горение, получение горючих газов. При сжигании жидкого топлива вначале происходит пиролизное разложение топлива и испарение капель, а затем процесс горения идет также как при использовании газообразного топлива.
С целью эффективной работы камеры сгорания в её конструкции предусматривают:
- разделение пространства внутри пламенной трубы горения и зоны смешения ;
- оптимальное распределение топлива по её сечению;
- турбулизацию потока в зоне горения;
- стабилизацию фронта пламени;
- организацию охлаждения основных элементов конструкции.
Для хорошего сжигания топлива необходимо, чтобы температура в зоне горения была 1600 –18000С. Поэтому рабочий объем камеры сгорания условно делят на две зоны – зону горения, в которую подается смесь воздуха и топлива, и зону смешения, в которую подаются продукты сгорания и вторичный воздух.
Вблизи от места подачи топлива в пламенную трубу его перемешивают с первичным воздухом. Для чего поток первичного воздуха турбулизируют и тем самым интенсифицируют процессы тепло - и массообмена.
В связи с тем, что в камере сгорания скорость движения потока значительно выше скорости распространения пламени, то удержания последнего в конструкции камеры сгорания предусматривается источник постоянного зажигания – стабилизатор фронта пламени. Его роль выполняют плохо обтекаемые тела фронтового устройства (завихрители) или дежурные горелки. Завихрители выполняются различных конструкций: конусообразные, лопаточные, диафрагменные и пр. Топливо подается к внешней границе обратных токов, т.к. вследствие высокой турбулизации здесь происходит быстрое перемешивание топлива с первичным воздухом. Горячие продукты сгорания подогревают и испаряют свежие порции топлива, а также постоянно поджигают смесь.